ssgen (ssgen) wrote in chelchel_ru,
ssgen
ssgen
chelchel_ru

Categories:

Порталы ведут под кварталы

Надолго залип сегодня на монографии В.С. Казанцева, доцента кафедры архитектурно-строительного факультета ЮУрГУ - того самого, который писал письмо Путину о бедственном положении нашего эпического долгостроя метростроя. Он же, помнится, в одном и своих интервью упоминал некие транспортные тоннели, которые могли бы разгрузить центр города от транзитного трафика. Так вот, главная тема монографии - как раз про метро, но об этом чуть позже, как только дочитаю, а пока выдерну раздел про тоннели - он достаточно обособлен и содержит много интересных подробностей. Причём это не какие-то абстрактные рассуждения, а вполне конкретные проработки, хоть и не нашедшие реального воплощения - у нас как раз в это время решили пойти по пути дорожных революций (монография вышла в 2009 году). За книгу огромное спасибо nanya74.

5.2. Строительство транспортных тоннелей в центре города

Необходимость строительства автотранспортных тоннелей в г. Челябинске возникла в связи с реконструкцией существующих и созданием новых скоростных дорог и магистралей непрерывного движения. Скорость автомобилей и пропускная способность магистралей в городе лимитируются перекрёстками, где в одном уровне пересекаются интенсивные потоки транспорта и пешеходов. Создание транспортных развязок обеспечивает пересечение потоков в разных уровнях, устраняет задержки у светофоров, способствует повышению скорости и улучшению условий безопасности движения. При этом ликвидируются перепробеги автомобилей, увеличивается пропускная способность перекрёстка, повышаются удобства пешеходов, снижаются степень загазованности воздуха и уровень транспортного шума.

Во многих случаях полноценная организация движения в пределах транспортного узла возможна только с устройством транспортных тоннелей. При анализе «Схемы улично-дорожной сети города Челябинска (перспектива)» мы остановились на транспортных развязках, которые по нашему мнению, целесообразно строить в тоннельном исполнении. Строительство транспортных развязок в тоннельном исполнении занимают сравнительно небольшую территорию, их конструкции почти не выступают над поверхностью земли, не ухудшают условий видимости на перекрёстках и не вносят нарушений в сложившийся архитектурный ансамбль.

За многие годы накопились нерешенные проблемы развития магистральных дорог города из-за отсутствия в генплане перспективных предложений организации движения пассажирских (людских) и транспортных потоков. Например, всем известны узкие места на Свердловском проспекте: перекресток у лакокрасочного завода, где необходимо запроектировать и построить транспортную развязку в 2-х уровнях с тоннельным исполнением проезда под Свердловским проспектом и систему подземных переходов. В этом же месте будет находиться и станция метро 2-й очереди.

На пересечение улиц Худякова и Лесопарковая необходимо построить транспортную развязку с тоннельным исполнением проезда по ул. Лесопарковой под ул. Худякова.

На пересечение ул. Энгельса - Краснознамённая с ул. Б. Кашириных будет построен мост и транспортная развязка по ул. Б. Кашириных с левым поворотом в тоннельном исполнении.

Значение ул. Доватора для транспортной системы города является безальтернативным в силу следующих обстоятельств:
• перспективное значение ул. Доватора в соответствии с генпланом - магистраль общегородского значения;
• ул. Доватора является кратчайшей широтной магистралью, связывающей внешние транспортные связи - Копейское и Западное шоссе;
• ул. Доватора связывает планировочно оторванный Ленинский район с центром города;
• ул. Доватора - ул. Худякова через плотину кратчайшим путем связывают западную часть Северо-Западного планировочного района и юго-западную часть города через ул. Блюхера с железнодорожным транспортным узлом.

Транспортная ситуация по ул. Доватора в настоящий момент характеризуется следующими особенностями:
• интенсивность движения на перегонах близка к пропускной способности улицы;
• пропускная способность пересечений с ул. Блюхера и ул. Воровского не обеспечена организацией пересечения;
• пропускная способность пересечений с ул. Энгельса и ул. Энтузиастов не обеспечена из-за их планировочной близости (практически отсутствует участок перераспределения транспортных потоков);
• магистраль работает на транзит общегородского значения (более 70 % транспортных потоков на пересечениях прямого направления);
• дальнейший рост интенсивности движения ведет к снижению безопасности движения транспорта и пешеходов;
• дальнейший рост интенсивности движения ведет к ухудшению экологического состояния прилегающих территорий и расширения зоны экологического дискомфорта.

МУП «Челябинскметротранспроект» в 1999 г. был разработан эскизный проект «Реконструкция ул. Доватора от ул. Цеховой до ул. Энгельса в эстакадном варианте». По нашему мнению проектное решение не совсем удачное. В этом проекте предлагается следующее решение возникающих проблем:
• эстакадное трассирование ул. Доватора - ул. Худякова на участке от ул. Шаумяна до ул. Энгельса в 2-х вариантах;
• решение левых поворотов отнесенным левым поворотом;
• перенос инженерных коммуникаций из зоны эстакады;
• сохранение существующих красных линий.

Достоинства эстакадного варианта:
• сохранение существующей застройки;
• минимизация работ по перекладке инженерных коммуникаций;
• безостановочное движение транспорта прямого направления на участке ул. Шаумяна до ул. Энгельса;
• повышение уровня безопасности движения транспорта и пешеходов в зоне эстакады.

Недостатки эстакадного варианта:
• несмотря на приведенные расчеты по защите от шума и загазованности эстакадный вариант трассирования всегда в экологическом плане проигрывает относительно тоннельного варианта;
• представленный вариант не решает проблемы пересечений с ул. Энгельса и ул. Энтузиастов;
• эстакадное трассирование Доватора - ул. Худякова резко снижает инсоляцию в южной части прилегающей застройки;
• эстакадное трассирование Доватора - ул. Худякова с расположение на высоте 6-10 м шумозащитных экранов создает крайне неэстетичный облик участка городской территории в самом центре города.

Мы предлагаем реконструкцию ул. Доватора от ул. Худякова (Энгельса) до ул. Цеховой трассирование выполнить в тоннельном исполнении. Длина тоннеля 1200 м. Это позволит устранить все недостатки эстакадного варианта:
• прилегающая застройка представлена жилым фондом постройки 40-60-х годов морально устаревшей с высоким физическим износом и низкой плотностью населения, целесообразность сохранения которой является не безусловной;
• поскольку перекладка коммуникаций будет производиться в любом случае, то можно предусмотреть на участке тоннеля прокладку коммуникаций в общем тоннеле, что соответствует международной практике;
• экологическая безопасность варианта по шуму и загазованности значительно выше;
• сохраняется инсоляция прилегающей застройки;
• выше уровень безопасности движения пешеходов в зоне пересечений.

Возможна организация движения в области пересечений с ул. Энгельса и ул. Энтузиастов (устройство съездов в районе ул. Верхнеуральской).

Управление архитектуры и градостроительства предложило транспортный тоннель от улицы Воровского в створе улицы Орджоникидзе до улицы Российской. Управление ГАИ города Челябинска предложило построить два транспортных тоннеля: тоннель в створе улицы Коммуны и в створе улицы К. Маркса. Проанализировав эти предложения, мы пришли к мнению, что данные транспортные сооружения позволят разгрузить центр города от транзитного транспорта.

Мы уточнили трассу транспортных тоннелей.
Порталы транспортного тоннеля в створе улицы Коммуны должны находиться:
• Восточный портал между улицами Свободы и Пушкина (рис. 5.4);
• Западный портал между улицами Энгельса и Володарского (рис. 5.5).


[Рис. 5.4. Восточный портал между улицами Свободы и Пушкина]

Мы предлагаем движение по транспортному тоннелю одностороннее, что позволит организовать безопасное движение. На рис. 5.6 показано поперечное сечение автомобильного тоннеля под улицей Коммуны в районе Органного зала. Движение по транспортному тоннелю одностороннее - с востока на запад.

Тоннель необходимо проходить щитовым методом. Длина тоннеля 1500 м. Диаметр тоннеля 14,2 м. Внутренняя обделка тоннеля железобетонными блоками. Одно тюбинговое кольцо состоит из 7 элементов плюс замковый блок. Тоннели предлагаем проходить тоннелепроходческим комплексом (ТПМК) фирмы «Херренкнекхт» (Herrenknecht) Германия. Стоимость готового тоннеля в ценах 1984 года составит 12 255 тыс. руб. С учетом инфляционного коэффициента на 1-й квартал 2006 года равного 49,86 стоимость строительства составит 611 034,3 тыс. руб., т. е. 700 млн руб.

Порталы транспортного тоннеля в створе улицы К. Маркса должны находиться:
• Западный портал по улице Труда северо-западнее улицы Энгельса (рис. 5.7);
• Восточный портал между улицами Цвиллинга и Кирова (рис. 5.8).


[Рис. 5.5. Западный портал между улицами Энгельса и Володарского. Движение по транспортному тоннелю одностороннее]


[Рис. 5.6. Тоннель в створе ул. Коммуны под Органным залом]

Мы считаем, что транзитный транспорт от улицы Воровского необходимо направлять только до дороги Меридиан. Предлагаем данный транспортный тоннель строить от пересечения улиц Воровского - Курчатова в створе улиц Курчатова - Овчинникова до улицы Южный Бульвар — это вариант замены транспортного тоннеля по улице Доватора. Движение по транспортному тоннелю двухстороннее. Тоннель необходимо проходить щитовым методом. Длина тоннеля 1550 м. Стоимость готового одного тоннеля в ценах 1984 года составит 23 284,5 тыс. руб. С учетом инфляционного коэффициента на 1-й квартал 2006 года равного 49,86 стоимость строительства составит: 1 160 965,2 тыс. руб., т. е.1 млрд 200 млн рублей.

Когда проанализировали линии метрополитена и транспортный тоннель от улицы Воровского до дороги Меридиан мы пришли к убеждению, что на данном отрезке необходимо построить два комбинированных тоннеля (рис. 5.9). Один тоннель для движения поездов метрополитена и автомобильного транспорта с севера на юг, второй с юга на север. Общая стоимость двух комбинированных тоннелей общей длиной 3100 м составит 2 млрд 400 млн рублей.


[Рис. 5.7. Западный портал по улице Труда северо-западнее улицы Энгельса]


[Рис. 5.8. Восточный портал между улицами Цвиллинга и Кирова]

Предлагаем портал для монтажа тоннелепродческих комплексов построить по оси улицы Курчатова севернее улицы Воровского, а демонтажную камеру построить восточнее дороги Меридиан. Проходческий комплекс «Ловат», который сооружает тоннель метрополитена, проходит транзитом через построенный комбинированный тоннель и продолжает строительство тоннеля метрополитена в Ленинском районе. После сооружения тоннелей метрополитена до улицы Воровского и начало строительства тоннелей метрополитена за дорогой Меридиан начинается строительство транспортного портала (см. рис. 5.9).


[Рис. 5.9. Комбинированные тоннели. В верхней части движение транспорта, в нижней - движение поездов метрополитена]

Расположение транспортных сооружений приведено на плане, а общий вид портала в районе улиц Воровского-Курчатова на рис. 5.10. Мы готовы детально проработать конструкции транспортных тоннелей и построить инженерно-геологические разрезы по трассам данных сооружений по архивным материалам. Эти работы позволят более полно получить техническую информацию по каждому транспортному тоннелю, которая необходима для принятия решения по проектированию и строительству.

Кроме того, речь идет и возможности комплексного освоения подземного пространства, в районе привокзальной площади предусматривающего устройство подземных пешеходных переходов под площадью с выходами к остановкам МПТ, гостинице «Челябинск», в торговый комплекс «Синегорье» и на ул. Овчинникова и строительство многоуровневой подземной автостоянки.


[Рис. 5.10. Общий вид портала транспортного тоннеля по улице Курчатова перед улицей Воровского]
Tags: архитектурные проекты, дороги, метро, тоннель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments