ssgen (ssgen) wrote in chelchel_ru,
ssgen
ssgen
chelchel_ru

Categories:

Десятая глава, часть 4 (последняя)



ТРАКТОРОЗАВОДСКИЙ РАЙОН

— Тогда в путь,— сказал Главный архитектор.— Сейчас мы увидим, как преобразился Тракторозаводский район. Значение и рост Челябинска неразрывно связаны с этим районом. Отсюда началась социалистическая реконструкция нашего города. Здесь еще в 30-х годах появились первые жилые микрорайоны, крупные общественные здания нового типа: Дворец культуры, фабрика-кухня, крупнейший в городе кинотеатр и т. д. Здесь было заложено начало главной магистрали-проспекта имени В. И. Ленина, продолжение которой вы видели в центре города.
Тракторозаводский район начал расти в трудные годы. На формирование его облика оказал большое влияние период Великой Отечественной войны, в течение которого было построено много временных жилищ. На их месте встали красавцы-дома в 5—9 этажей, образуя современные микрорайоны. Благоустроены улицы, высажены тысячи деревьев и кустарников. Расширился Тракторосад. Он стал любимым местом отдыха жителей этого района. Отсюда же, с развилки улиц Туристов и Салютной, была проложена новая магистральная улица — бывшая Бульварная, ныне носящая имя космонавта Комарова. Это имя улица получила не случайно — она кратчайшим путем связывает Челябинск с аэропортом. Над разработкой проекта планировки и застройки проспекта Комарова с прилегающими к нему кварталами и микрорайонами трудились наши архитекторы: Е. В. Александров, Е. М. Дрямин, А. Н. Слонимский и др.,— сказал Главный архитектор.—Абрам Наумович, расскажите коротко об основной идее реконструкции этого района!



— Многие челябинцы, особенно тракторозаводцы,—начал свой рассказ архитектор Слонимский,— наверное, хорошо помнят то место, о котором идет речь. Это был один из самых неблагоустроенных участков. Он носил название поселка Нагорного и застроен был неказистыми одноэтажными домишками, тесно прижатыми друг к другу. Идея коренной реконструкции поселка Нагорного и прилегающих к нему кварталов, несмотря на известную заманчивость и эффективность, начала осуществляться недавно. Согласитесь, что застройка проспекта Комарова, главной дороги из города в аэропорт, не могла состоять из пятиэтажных домов. Нужно было принципиально новое, отличное от остальных, застроенных ранее участков, решение. Авторский коллектив, приступая к проектированию, поставил себе задачу — применить в застройке этой части Тракторозаводского района девяти-шестнадцатиэтажные дома, которые в ритмическом чередовании друг с другом создавали бы контрастные сочетания по этажности и протяженности. Часть магистрали мы превратили в центр обслуживания всего жилого района. Поэтому значительное число магазинов, кинотеатров, мастерских бытового обслуживания отнесены от линии основной застройки и в виде сплошной стеклянной ленты выстроены на магистрали. Думается, что такой прием организации и оформления уличной магистрали в этом случае наиболее целесообразен. По своему внешнему облику, транспортному и культурно-бытовому значению этот проспект становится как бы центральным стержнем планировки и застройки всего Северо-Восточного района. Если хотите, это завершающий этап жилищного строительства в городке тракторостроителей. Вы, наверное, помните, что в годы Отечественной войны, а затем и в послевоенное время строительство жилых домов размещалось в кварталах по улице Горького. Эта улица была единственной магистралью района, которая объединяла и в пространственном и транспортном отношении северную часть Тракторозаводского района с южной. В 50-60-х годах строительство жилья переместилось на улицу Марченко, к востоку от улицы Горького. Когда там были построены крупные микрорайоны появилась потребность объединения западной и восточной частей капитальной застройки. И вот в 70-х годах выросли силуэты многоэтажных домов по проспекту Комарова
- Однако наше знакомство с Тракторозаводским районом было бы не полным, если бы мы не попытались заглянуть в его центр,—сказал Главный архитектор.—Вернемся на проспект имени В. И. Ленина, туда, откуда он берет свое начало — к воротам тракторного завода. Здесь формируется центр Северо-Восточного района. Его развитие намечается как продолжение строительства сложившегося комплекса общественных зданий, о которых я упомянул в начале путешествия в Тракторозаводский район. В свое время обширный участок к северу от проспекта имени Ленина был оставлен в резерве. Сейчас, как вы видите, на нем построен спортивный комплекс ЧТЗ - в составе Дворца спорта, плавательного бассейна, футбольного и хоккейного стадионов. Начиная от проспекта, широкий зеленый массив спорткомплекса вливается в Тракторосад, переходит в бульвар проспекта Комарова, а затем к садам и паркам на берегу озера Первого.
Административный центр на предзаводской площади. Здесь несколько научно-исследовательских институтов, гостиницы, крупные здания обслуживания трудящихся. Для безопасности движения под предзаводской площадью построен туннель для транспорта, следующего по проспекту имени Ленина. Там же предусмотрены и стоянки личных автомашин. А наверху, как видите, разбит парк, в котором можно отдохнуть после смены.

ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН

Согласно программе, дальнейшее путешествие продолжалось по территории Ленинского района.
Электробус по широкому путепроводу пересек железнодорожные пути и через систему транспортных развязок выехал на улицу Гагарина.
— Ленинский район,— продолжал свой рассказ Главный архитектор,— тоже молодой район города. И молодость его проходила в трудных и сложных условиях военного времени. Эвакуированные из западных и центральных районов страны промышленные предприятия, которым были тогда отведены необжитые участки, должны были вступить в строй в самое короткое время. Одновременно с промышленными корпусами в непосредственной близости к ним строились жилые поселки, первоначально не связанные друг с другом. Целого района еще не было. Только к середине 60-х годов, по мере увеличения объемов жилищного строительства и освоения ближайших к предприятиям участков, были застроены территории в средней и южной частях проспекта имени Ю.Гагарина. К концу 70-х годов он приобрел свой настоящий облик, соответствующий крупному индустриальному городу.
Проспект имени Ю. Гагарина объединил некогда разрозненные поселки и выходит сейчас широким фронтом многоэтажных домов к безбрежной глади озера Смолино, на берегу которого формируется общественный центр Ленинского района. Здесь же по всему берегу озера один из лучших городских пляжей, где летом тысячи трудящихся не только Ленинского, но и других районов проводят свое свободное время.
С окончанием застройки микрорайонов по улице Гагарина, в проектировании которых принимали участие архитекторы В. Н. Лахтин, А. О. Проценко, Л. В. Смирнов и др., .жилищное строительство, начиная с 70-х годов, было перенесено в юго-восточную часть Ленинского района, ближе к озеру. Здесь на месте одноэтажных домов, между улицами Новороссийской, Дзержинского, Машиностроителей и Ю. Гагарина, были воздвигнуты жилые дома новых микрорайонов. Благодаря строительству домов повышенной этажности проектировщикам удалось не только более экономично использовать прибрежную зону, но и создать интересную силуэтную композицию, которая сегодня хорошо воспринимается со стороны озера. Широкий шаг интервалов между 20-этажными домами вдоль берега создал крупный пространственный масштаб застройки всей южной части района.



Современный благоустроенный город раскинул крылья своей многоэтажной застройки и охватили с трех сторон "жемчужину" Челябинска - озеро Смолино. Там, вдали, на юго-востоке угадывались силуэты башенных кранов, которые вели застройку в районе бывшей деревни Сухомесово.

ЧЕРЕЗ ЮГО-ЗАПАД В ЦЕНТР ГОРОДА

Путешествие по городу «близкого завтра» завершалось. Нужно было возвращаться в центр города. Для этого путешественники выбрали дорогу, по которой можно было подъехать на площадь Революции с юго-запада. Выехав с улицы Новороссийской по отличному шоссе, электробус, набирая скорость, покидает Ленинский район. Слева мелькают пляжи, водные станции, сады, голубая гладь озера. Вот и поворот на Троицкий тракт. По путепроводу на 7-м километре путешественники въехали в юго-западный район Челябинска.
Электробус то взбирается на широкие «спины» путепроводов, то плавно катится вниз. Нескончаемым потоком по Троицкому тракту движется транспорт. Еще один поворот и впереди—Уфимский тракт. Вот уже видны большие корпуса областной клинической больницы и медицинского института. Улица Воровского — продолжение Уфимского тракта — прямая, как стрела, ведет нас к центру города.
— Но прежде чем закончить наше путешествие,— предложил Главный архитектор,— я хочу показать вам изумительное по красоте зрелище. Мы поедем к Челябинскому морю. Этот путь недалек, и дорога туда великолепная! Несколько минут езды через сосновый бор — и широкая бетонная дорога выведет нас на плотину водохранилища!
Путешественники не возражали.
Вот и Челябинское море! Слева необозримая гладь воды. Справа — зеленая долина с блестящей голубой лентой реки. Впереди березовые леса, через которые проступают корпуса научного городка.
На правом берегу водохранилища путешественники увидели широкую многокилометровую полосу «золотых» пляжей, окаймленную могучими соснами. Около них нашли приют солярии, спортивные площадки, павильоны и другие сооружения для летнего отдыха.
— Прошу обратить внимание на лесопарк,— сказал Главный архитектор.— Он оказался почти в геометрическом центре Челябинска. Такой дар природы редко встретишь в каком-либо другом городе.
А сейчас мы поедем с вами по главной аллее парка и выедем на проспект Ленина. Это нарушение правил, но для такого путешествия, как наше, можно сделать исключение. Электробус спустился с плотины, и на небольшой скорости повез наших путешественников через парк к его главному входу.
Посла небольшого подъема по лесной дороге из-за поворота открылась новая панорама. Она начиналась с многоэтажных зданий Политехнического института, его учебных корпусов, общежитий и спортивных сооружений. Строительство последнего здания учебно-лабораторного корпуса закончено. Это здание хорошо видно при въезде на проспект. Напротив Дворец молодежи и 16-этажное общежитие. Перед Дворцом — предпарковая площадь. Ее завершает граненая игла 50-метрового обелиска. Сзади вход в парк.
Новый вход в парк раскрывается яркой мозаикой монументальных панно. Вместе с обелиском и аллегорическими скульптурными группами они составляют законченную пространственную и цветовую композицию. Она удачно связана с голубым небом и зеленью парка. Отсюда широкий тенистый бульвар ведет к центру. Он уже хорошо просматривается. После Политехнического института видны шесть 14-этажных домов. Проспект вечером зажигает огни. Мягкий ровный сеет мощных светильников заливает тротуары, проезды и газоны. Вверху горят огни разноцветной рекламы.
Еще несколько десятков метров и —площадь Революции. На фоне темного неба светится фигура Ильича. Торжественно-праздничная площадь.
— Ну, дорогой мой друг,—сказал Главный архитектор,— наше путешествие по городу «близкого завтра» закончено. Поблагодарим своих спутников, оказавших большую помощь в путешествии. Мы посмотрели, как будет выглядеть город через сравнительно небольшой отрезок времени — 15—20 лет. Насколько было это возможно, мы попробовали заглянуть и немного дальше. Но ведь вы сами понимаете, что увидеть «далекое завтра» во всех тонкостях и деталях не так просто. Важно не ошибиться в главном и выбрать основное направление развития города на будущее. По-моему, вы это почувствовали при путешествии и по карте города, и по многим его завтрашним улицам. У жителей Челябинска 2000 года появятся новые потребности и большие возможности для совершенствования той среды, которую мы называем городом. В заключение Главный архитектор произнес:
— Очень хотелось бы вместе с вами совершить такое путешествие по реальному городу «близкого завтра».
— Всегда готов составить вам компанию," сказал Журналист,—думаю, что это осуществимо,—и добавил: — До встречи!
Tags: книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments