ssgen (ssgen) wrote in chelchel_ru,
ssgen
ssgen
chelchel_ru

Десятая глава, часть 1

Целиком, как обещал.
Под катом много букв и несколько интересных картинок.
Целиком ЖЖ не даёт запостить, так что пришлось порезать на части.


В ГОРОД БЛИЗКОГО ЗАВТРА

Дорогой читатель! До сих пор наши путешествия ограничивались, знакомством с городом сегодняшнего дня. Мы посетили крупнейшие предприятия, научно-исследовательские институты, ведущие высшие учебные заведения, побывали в мастерских художников, за кулисами театров и дворцов культуры, в концертных залах и на стадионах. Всюду мы встречали много интересных людей, самозабвенно преданных своему делу. Это их руками, их волей и разумом создается наш город, его слава и богатство. Эти же люди создают и город завтрашнего дня. Они знают, что он будет еще прекраснее, чем сегодня. Тысячи строителей и монтажников, претворяя замыслы архитекторов и инженеров, трудятся над созданием города будущего, ибо завтра создается сегодня.
Давайте, обгоняя время, перенесемся немного вперед. Попробуем представить себе наш город в недалеком будущем. Помощниками нам в этом путешествии будут генеральный план развития города, наши архитекторы и инженеры, которые его создавали и, претворяя его в жизнь, работают над проектами застройки сегодня.
Перед нами карта будущего Челябинска. Она пока безмолвно висит в кабинете Главного архитектора города и ждет, пока ей зададут вопросы. У карты — Главный архитектор и Журналист. Им предстоит совершить путешествие в завтрашний день родного города и посмотреть, каким он станет через 25—30 лет. Давайте и мы с вами, дорогой читатель, присоединимся к ним и попробуем совершить путешествие по «городу близкого завтра».
—30 декабря 1967 года,— говорит Главный архитектор,— Совет Министров РСФСР рассмотрел и утвердил разработанный коллективом архитекторов, инженеров и экономистов нашего города генеральный план развития Челябинска. Этот документ определил перспективы развития жилищного, культурно-бытового, коммунального и прочих видов строительства, развития транспорта, водоснабжения, канализации, озеленения и других видов благоустройства на расчетный срок 25—30 лет.
Новый генеральный план дал возможность, опираясь на достигнутые результаты в развитии городского хозяйства, вести дальнейшее строительство на научной основе, с ясной и четкой перспективой на будущее.
В генеральном плане Челябинска получила воплощение основная цель Коммунистической партии — повышение материального и культурного благосостояния советского народа,— которая проявляется в огромном размахе промышленного, жилищного и других видов строительства, развернувшегося на территории нашего города. Связать все вместе, чтобы создать благоприятную среду для труда, быта и отдыха человека — вот основная задача генплана развития города.



— Обратите внимание на время утверждения нового генерального плана,— продолжал Главный архитектор,—- оно сов, пало со знаменательной датой в истории нашей страны —50, летним юбилеем Советского государства. Этот факт как бы символизирует итоги развития нашего города за 50-летний период и является своеобразной вехой на пути дальнейшего развития нашей страны к коммунистическому обществу. — Я бы хотел,—продолжает Главный архитектор,—прежде чем начать путешествие в город завтрашнего дня, еще раз посетить, хотя бы на короткое время, Челябинск прошлого. Это необходимо сделать хотя бы для того, чтобы сравнить масштабы сегодняшние и завтрашние со вчерашними. Ведь За 50 лет Советской власти Челябинск настолько изменился, что невольно поражаешься той гигантской, поистине титанической силе, сумевшей в невиданно короткий срок изменить веками сложившийся уклад жизни и провинциальный облик города.
— Недавно я прочитал книгу «Контуры грядущего»,— говорит Главный архитектор.—Так вот, в главе «Город наших внуков» приводится интересное сравнение — «город растет, как человек, ребенок не похож на юношу, а юноша —на старика. Но человек изменяется с содами, а город-с десятилетиями и веками. Человек смертен, а город бессмертен, и в нем воплощается жизнь человека, его труд, знания и творческий полет». Очень образное сравнение. Только, в отличие от прошлого, наши города растут значительно быстрее и меняют свой облик на глазах. В этом отличительная черта и нашего Челябинска. Многие писатели, скажем, Бальзак и Диккенс, могли бы и сегодня часами бродить по улицам и переулкам Парижа и Лондона, и им не пришлось бы менять описания этих городов, по которым ходили их герои сто лет назад. А вот попробуйте перенести в наш город героев книги Ю. Либединского «Неделя», написанной в двадцатых годах. Вряд ли узнали бы они его сегодня. А еще лучше возьмите описание города в очерке А. М. Нечаевой «Челябинские впечатления», изданном в конце прошлого века, или в «Путевых заметках» Мамина-Сибиряка! Даже отдаленно сегодняшний Челябинск не похож на Челябинск недалекого прошлого. В сентябре 1967 года Челябинску исполнилось 230 лет,—продолжает Главный архитектор.—2 сентября 1736 года по старому стилю на реке Миасс, в среднем ее течении, был заложен город —Челябинская крепость, один из рядовых населенных пунктов полувоенного типа, раскинувшихся широкой дугой по всему Зауралью. Шли годы, десятки лет. Но город мало изменялся. Перед отменой крепостного права в 1861 году население Челябинска насчитывало всего лишь 5,5 тыс. человек. Даже в 1891 году, накануне строительства Самаро-Златоустовокой железной дороги, население города возросло только на 9 тыс. человек.
Большое развитие получил Челябинск в годы промышленного подъема и железнодорожного строительства в конце прошлого и начале нынешнего столетий. С постройкой Великого Сибирского железнодорожного пути и железной дороги Екатеринбург (Свердловск)— Оренбург численность населения резко возросла и к началу 1914 года достигла 60 тыс. человек. К этому времени в городе выросло несколько пред-, приятии пищевой и легкой промышленности — мельницы, маслобойни и т. п. В 1899 году был построен механический завод «Столь и К0» (нынешний завод им. Колющенко), выпускавший плуги и другие сельскохозяйственные орудия. В 1907 году вблизи Челябинска началась эксплуатация крупных залежей бурых углей, которые стали основой развития Челябинской энергетической базы.
Несмотря на некоторый подъем в развитии промышленности в 900-х годах, дореволюционный Челябинск оставался по-прежнему небольшим провинциальным городом с низким уровнем благоустройства и инженерного оборудования. Победа Великой Октябрьской революции, переход власти в руки рабоче-крестьянского правительства создали условия для коренного изменения темпов развития города, его экономической и социальной структуры. Быстрый рост Челябинска, создание здесь мощной индустрии в послеоктябрьский период явились воплощением замысла вождя революции о рациональном размещении промышленности в России. Еще на заре Советской власти В. И. Ленин вынашивал великую идею о перемещении центра нашей промышленности на Восток, об усиленном развитии производительных сил Урала и Сибири. Осуществление ленинского плана ГОЭЛРО и создание Урало-Кузнецкого комбината явились решающим условием превращения уральской промышленности из отсталой в одну из самых мощных в стране. Спустя 10 лет после победы пролетарской революции Челябинск наряду с Магниткой и Днепрогэсом, Кузбассом и Турксибом становится в центре внимания всей страны. Здесь строятся новые гигантские заводы, которые по замыслу Коммунистической партии должны были стать одним из опорных пунктов индустриализации нашей Родины.
— Необходимо обратить внимание на тот факт,—продолжает Главный архитектор,— что уже при составлении первого пятилетнего плана в Челябинске предусматривалось строительство сразу нескольких крупных промышленных комплексов машиностроения и черной металлургии, которые вместе с сопутствующими предприятиями составили основу развития города, предопределив его крупный масштаб и быстрые темпы дальнейшего развития. Этому способствовало выгодное географическое положение города, расположенного на пересечении важнейших железнодорожных путей, близость богатой сырьевой базы и наличие удобных территорий для строительства жилых и промышленных районов. В исключительно короткий срок Челябинск превратился в один из основных индустриальных центров страны с большими перспективами дальнейшего развития. К 1935 году его население возросло до 250 тысяч жителей. Разработанный «Гипрогором» в 1936 году первый генеральный план развития города предусматривал рост численности населения к 1955 году до 500 тыс человек.



В годы Великой Отечественной войны темпы промышленного развития Челябинска резко усилились. Он принял много заводов, эвакуированных из западных и центральных районов. Поступило оборудование 60 крупных промышленных предприятий, в числе которых были трубопрокатный завод, завод измерительных инструментов, завод металлоконструкций и др. В северной части в 1943 году, как вы уже знаете, выдал первую плавку Челябинский металлургический завод. К этому времени в связи с новым промышленными жилищным строительством большие изменения произошли в архитектурно-планировочной структуре города: интенсивно застраивался новый Металлургический район, воздвигались большие жилые массивы в Ленинском и Тракторозаводском районах. Появилась потребность в разработке второго генерального плана, в составлении которого приняли участие ленинградские и челябинские проектировщики. Этот план был разработан в 1951 году. Однако в скором времени в связи с дальнейшей реконструкцией и расширением действующих промышленных предприятий, появлением новых вузов, научно-исследовательских организаций и повышением требований к количеству жилищного фонда, благоустройству, сети дорог и городского транспорта прежние параметры развития города потребовали коренного пересмотра, а следовательно, и составления нового генерального плана.
— Наш город,— говорит Главный архитектор,— растет быстро. На первое января 1970 года численность городского населения достигла 874 тыс. человек. В новом генеральном плане численность населения должна возрасти к 1980 году до 1100—1150 тыс. человек и к 2000 году подойти к цифре 1300—1400 тыс. человек. Этот рост численности населения является следствием потенциальных возможностей развития ведущих промышленных предприятий, постеленного роста сферы обслуживания, изменения в соотношении рабочего времени и времени на активный отдых трудящихся нашего города.
Новый генеральный план развития Челябинска явился результатом большой работы, которую проделал коллектив института «Челябинскгражданпроект» при помощи и консультации Ленинградского «Гипрогора», Уральского филиала Академии строительства и архитектуры, ЦНИИП градостроительства, а также городского отдела по делам строительства и архитектуры, которые по-своему и в разное время проводили тщательный и всесторонний анализ тенденций в развитии самого города и его окружения. Прежде чем составить новый генеральный план Челябинска, необходимо было определить общий характер развития и размещения производительных сил не только в нашем городе, но и на территории всего Челябинского административного экономического района, рассматривая Челябинск как центр системы расселения в виде промышленной агломерации (скопления) городов: Копейска, Коркино, Еманжелинска и др. населенных мест, базирующихся на общем использовании минерально-сырьевых, энергетических, водных и трудовых ресурсов, общих инженерных и транспортных коммуникаций и мест отдыха. Разработка «Ленгипрогором» развития всей системы расселения дала возможность правильно наметить и будущие контуры ее центра — нашего Челябинска. В этом состоит основное средство регулирования роста крупного города. Государство, управляя размещением промышленных предприятий, их развитием, имеет возможность не допустить превращения больших и крупных промышленных городов в беспорядочное скопление жилых и промышленных районов, как это происходит в капиталистическом мире. Ведь современные капиталистические города-гиганты, такие, как Нью-Йорк, Чикаго, Лондон, Токио, Париж и многие другие, достигнув численности населения нескольких миллионов человек, стали, по признанию самих зарубежных градостроителей, неуправляемыми. Капитализм, вызвавший к жизни рост городов-гигантов, уже не может справиться со стихийными силами, продолжающими ежегодно притягивать в них сотни тысяч людей и машин. Погоня за прибылью, спекуляция землей привела эти города в безвыходный тупик, они задыхаются в тесноте и антисанитарных условиях. И несмотря на некоторые реконструктивные меры, в городах капитализма сохраняются и возникают вновь обширные трущобные районы, территории городов разделяются на районы бедных и богатых, белых и черных. Жизнь в городах-спутниках или городах-спальнях, куда бежит состоятельная часть населения крупных капиталистических городов, не по средствам безработным и низкооплачиваемой части населения. Неграм и «цветным» в американских новых комфортабельных городах-спутниках жить просто не разрешается.
— Советским зодчим,—продолжает Главный архитектор,— выпала очень ответственная и почетная задача: создать «города солнца». Ведь все, что мы проектируем и строим, войдет в коммунизм; и многие капитальные дома и улицы, а также Дворцы культуры и театры. Конечно, появится много такого, что мы еще не совсем ясно себе представляем, но основная структура города, размещение жилых и важнейших промышленных районов, их взаимосвязи останутся и будут составлять основу дальнейшего формирования города завтрашнего дня. Поэтому мы обязаны уже сегодня представить себе, каким должен быть город близкого завтра, сделать прогноз хотя бы на 2000 год, предусмотреть многое из того, что нужно для нормальной жизни городского населения, учитывая все возрастающие потребности общества, вступившего в период научно-технической революции. Эта революция открывает невиданные перспективы повышения материального и духовного уровня жизни народа на основе использования атомной энергии, автоматизации производственных процессов, кибернетики, новых строительных материалов с заданными свойствами и многого другого. Кажется, я вас несколько утомил общими рассуждениями? Вам, наверное, хочется поскорее в путь Г Что же, я готов. Какой наметим маршрут?
— Есть просьба,— говорит Журналист,— прежде чем мы отправимся путешествовать по «городу близкого завтра» давайте бросим взгляд на карту нашего города 2000 года'. Расскажите в общих чертах об основных направлениях развития города или, как говорится, о его «параметрах».
— Пожалуйста, прошу к карте!

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА НА 25-30 ЛЕТ

И вот заговорил молчавший до сих пор «третий собеседник» — карта будущего Челябинска. Мы узнаем его по привычным поворотам синей ленты реки Миасс с его прудами ГОРОДА и водохранилищами, по площади Революции, по зеленому пятну лесопарка, по прямому проспекту им. В. И. Ленина. И все же это не тот привычный и хороший знакомый наш Челябинск, который мы знаем сегодня. Он раздвинулся, стал шире. На западе, северо-западе и юго-востоке появились новые жилые массивы, обозначились контуры новых дорог и магистралей.
Главный архитектор берет в руку длинную указку и очерчивает ею контуры Челябинска.
— Как вы уже знаете, население города к 1980 году значительно увеличится и составит 1100—1150 тыс. человек. Такое предположение подкрепляется расчетами, сделанными на основе научного прогноза развития нашей градообразующей базы: промышленности, транспорта, научных учреждений и т. п. Так что, по сравнению с сегодняшним днем, население Челябинска увеличится на 200—250 тыс. человек. Будет ли расти город за пределами расчетного срока? Думается, что да. Как я вам уже говорил, население к 1980 году достигнет 1100—1150 тыс. человек. К 2000 году число жителей ориентировочно составит 1300—1400 тыс. Для их расселения предусматриваются в нашем генеральном плане необходимые резервы территорий. Рост населения можно ожидать за счет некоторого развития действующих предприятий, а главное —расширения сферы обслуживания и дальнейшего развития научных учреждений. В связи с этим возникает другой вопрос: есть ли вообще предел развитию города? Этот вопрос может быть решен в более широком градостроительном плане при условии установления пределов развития всей системы расселения Большого Челябинска с включением в его состав естественных городов-спутников: Копейска, Еманжелинска, Коркино, Ново-Синеглазово и др. Составляя единую пространственную организацию с общей системой железнодорожного и автомобильного транспорта, водоснабжения, газо- и энергоснабжения, мест отдыха и пригородного сельского хозяйства, планировочное решение совокупности всех населенных мест Большого Челябинска позволит оттянуть в города-спутники часть промышленности из главного города и не допустить чрезмерного его разрастания. Это, кстати, уже делается сегодня. Так что, если говорить о пределах развития Челябинска, то надо говорить о пределах развития всего производственно-территориального комплекса с радиусом расселения до 80—100 км. Но это уже самостоятельная крупная градостроительная задача, которую необходимо решать, чтобы уже в ближайшее время иметь научный прогноз развития и формирования челябинской системы расселения на базе социального и научно-технического прогресса на ближайшие 100 лет, не меньше.
Наш генеральный план рассчитан на 25—30 лет. Давайте с вами ограничимся рассказом только о нашем городе, не заглядывая пока в отдаленное будущее. Как же он будет развиваться в эти годы? В каком направлении пойдет его застройка? Как будут выглядеть его жилые районы, улицы и площади?
Одним из самых главных вопросов разработки генерального плана развивающегося города является выбор территории для размещения жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства с учетом установления наиболее коротких связей между местами приложения труда и жилья, между жилыми районами и центром, между городом и местами массового отдыха населения. Ведь современный город, а тем более тот город, который мы называем «городом близкого завтра», не должен быть просто скоплением домов и магазинов. Он должен быть слаженным организмом, в котором все части взаимосвязаны и не могут жить друг без друга. Кроме того, город требует к себе внимания и заботы так же, как и человек. Все его «органы» должны «дышать», «питаться» и постоянно обновляться. Причем обновление города, как и его развитие в целом, подчиняясь законам диалектики, совершает постоянные «скачки» от старого качества к новому, путем постепенных количественных изменений. Например, увеличение промышленной продукции на металлургическом, трубопрокатном и других заводах потребовало увеличения численности кадров. Отсюда выросло и население. Увеличилось население — потребовалось строить больше жилых домов, а следовательно, и освоить ряд территорий, которые не были предусмотрены прежними генпланами. Другой пример: изменение уровня обеспечения населения жилой площадью с 9 до 12 и затем до 15 квадратных метров по генплану вызвало также необходимость поисков новых свободных территорий с таким условием, чтобы обеспечивалась возможность дальнейшего развития города, то есть чтобы планировочная его структура была «открытой». В Челябинском генеральном плане для этого предусмотрено два главных направления до 2000 года — освоение территорий к западу и юго-востоку от существующей застройки. Это наиболее благоприятные для жизни населения территории города, и их застройке ничто не мешает.
Поставленная Программой Коммунистической партии задача создания материально-технической базы коммунизма, и в том числе решения жилищной проблемы, требует широкого развертывания строительства жилых и общественных зданий. Из расчета обеспечения на первом этапе развития города каждого жителя 12 квадратными метрами жилой площади придется построить жилых домов площадью порядка 9 миллионов квадратных метров, с учетом того, что в перспективе значительная часть старых домов (около 1,0 млн. квадратных метров) подлежит сносу. Так что для будущего населения Челябинска потребуется не менее 13 млн. квадратных метров жилой площади, то есть существующий жилищный фонд необходимо увеличить почти вдвое.
Это даст возможность осуществлять распределение жилой площади не только по принципу — «каждой семье отдельную квартиру», но и подняться на более высокий уровень —распределять жилье по правилу: «каждому члену семьи отдельную комнату».
— Скажите,— поинтересовался у Главного архитектора Журналист,— а какова будет этажность застройки нашего города?
— Ваш вопрос очень правильный и своевременный,— сказал Главный архитектор,— до сих пор мы строили за небольшим исключением пятиэтажные жилые дома. Но это дань переходному периоду. Сейчас, кажется, все поняли, что город с миллионным населением нельзя застраивать только лишь пятиэтажными домами,—такое строительство подобно расточительству. Увеличение этажности до известных пределов позволяет нам сберечь ценные земли, повысить уровень удобства для жителей. Немаловажное значение имеет в этом деле и эстетика города. Она требует контрастных сочетаний в этажности, протяженности зданий, создания запоминающегося и гармонического силуэта как отдельных частей, так и всего города в целом.
Увеличение этажности дает большие выгоды за счет сокращения протяженности линий транспортного обслуживания и уменьшения затрат на инженерное оборудование и благоустройство территорий. Исходя из этих соображений, в генеральном плане предусмотрено возводить в течение расчетного срока жилых домов в 9 и выше этажей не менее 50% от общего объема жилищного строительства. В отдельных случаях возможно и дальнейшее повышение этажности до 16—20 этажей.
Наша промышленность стройиндустрии, по-видимому, уже преодолевает «психологический барьер» и ряд других препятствий в освоении крупнопанельного 9-этажного домостроения, и в городе не меньше чем на 50% начинают возводиться доме в высотном исполнении.
— Есть еще вопрос,— сказал Журналист,— как будет размещаться тот новый огромный жилищный фонд, который предстоит возвести в недалеком будущем? Какие районы станут основными для массового жилищного строительства?
— Согласно принятой в генплане планировочной структуре на территории освоенной части города за счет реконструкции существующей застройки и ее уплотнения предусматривается расселить только 700 тыс. человек, а остальным 400 тыс. жителей потребуется выделять квартиры в домах, которые будут построены на новых, свободных от застройки территориях,—сказал Главный архитектор.— Речь идет об освоении в первую очередь обширной территории, лежащей в западной части Челябинска — в Северо-Западном районе, в котором будут проживать не менее 350 тыс. человек. А если рассматривать развитие города за пределами 2000 года, то можно ожидать роста числа жителей этого района до 500 тыс. человек. Как вы уже, наверное, знаете, первая очередь Северо-Западного района начала осваиваться. В 1968 году впервые были сданы дома с жилой площадью порядка 80 тыс. квадратных метров. Но это только начало. Район будет интенсивно застраиваться и далее. После освоения территории за поселком имени бабушкина, по дороге на Кременкуль, жилая застройка охватит всю западную часть города за прудом Коммунар и Шершневским морем. Возможно, что после снижения уровня загрязнения металлургическим, цинковым и ферросплавным заводами возникнет необходимость застройки территории, расположенной к западу от Свердловского тракта в направлении станции Шагол. Но для этого надо перевести все тепловые электростанции на постоянное сжигание природного газа и сделать газопылеочистку на заводах более эффективной, чем сегодня.
— Я верю,—продолжал Главный архитектор, — что вопрос оздоровления воздушного бассейна, при комплексном решении этого вопроса, может быть снят с обсуждения в течение ближайшего времени. Тогда город может получить для застройки ряд дополнительных территорий, расположенных, скажем, к металлургическому заводу значительно ближе, чем площадка за Шершневским водохранилищем. Пока эти участки рассматриваются как резервные.
Другой крупный район массового жилищного строительства расположен в юго-восточной части города. Этот участок находится в районе деревни Сухомесово. Здесь ожидается появление жилого массива на 100 тыс. жителей. Его освоение начнется после того, как в Ленинском районе будут полностью • освоены все возможные для многоэтажного строительства территории.
Для связи жителей асах новых районов с центром города и с промышленными предприятиями потребуется построить линии скоростного транспорта такого типа, как метрополитен мелкого заложения, экспрессные линии автобусов и др. Большое значение в будущем приобретет и индивидуальный транспорт. В генеральном плане расчет ширины проезжих частей и количества важнейших магистралей осуществлен с учетом появления на наших улицах автомобилей примерно в 5—6 раз больше, чем сегодня, то есть на каждые 1000 жителей—-150—200 автомашин, не меньше.
— Скажите в связи с этим,— сказал Журналист,— почему выбран именно такой вариант —северо-запад и юго-восток? Ведь вблизи Челябинска есть такие живописные и освоенные места, как поселок Полетаево, районные центры Долгодеревенское, Есаульское, село Миасское?
— Этот вопрос,— ответил Главный архитектор,— рассматривался на первых этапах разработки генерального плана. Превращение названных вами населенных пунктов в жилые спутники Челябинска в данное время и на ближайшую перспективу пока неэкономично и малоэффективно. Принятый вариант расселения наиболее полно и всесторонне отвечает потребностям нашего города, направлениям развития его промышленности, использованию трудовых и территориальных ресурсов. Для расселения населения, тяготеющего к северным группам промпредприятий, осваивается Северо-Западный район, для юго-восточной группы — Ленинский район и территория в районе дер. Сухомесово. Для строительства предприятий, дополняющих сложившийся промышленный комплекс Челябинска, согласно районной планировке отводятся территории в районе поселка Потанино, Горняк, 30 лет ВЛКСМ, входящие в городскую черту Копейска. Это решение дает возможность хорошо трудоустроить население, проживающее в шахтерских районах, и более эффективно использовать существующие транспортные и инженерные коммуникации. Принцип комплексного развития новых населенных мест и новых крупных жилых массивов принят и при застройке Северо-Западного района. В нем мы намечаем, кроме недавно сданной в эксплуатацию крупной обувной фабрики, разместить ряд предприятий легкой и других видов промышленности, которые по характеру производства и санитарно-гигиеническим условиям могут находиться рядом или в непосредственной близости от жилых районов. Для этой цели резервируются специальные площадки. Строительство подобного типа промышленных предприятий с преимущественным использованием женского труда поможет разрешить задачу трудоустройства членов семей металлургов. Так что при окончательном выборе вариантов расселения пришлось взвешивать и такие факторы, как использование трудовых ресурсов, демографический состав населения и многое другое и в том числе — экономику. Что касается Долгой Деревни, села Миасского, Полетаеве, то их превращение в промышленные города-спутники Челябинска следует рассматривать на более отдаленную перспективу.
— Еще несколько слов о центре города. Как он будет развиваться по новому генплану? — спросил Главного архитектора Журналист.— Что нового в его планировке и застройке по сравнению с предыдущими планами?
— Принципиально новым в решении центра города является развитие его по обоим берегам реки Миасс в сторону Северо-Западного района с охватом значительно большей, чем прежде, территории для размещения крупных общегородских зданий и сооружений. С появлением в городе Северо-Западного района изменилась и планировочная организация центра города. Он вытягивается в сторону его новой, наиболее значительной части. Появляется необходимость не только в организации общественного центра в новом районе, но и в теснейшей взаимосвязи его со сложившимся общегородским центром. Такая структура центра города позволяет беспрепятственно во времени и пространстве, используя заложенные в плане возможности, вести застройку и благоустройство центра по этапам, постепенно, по мере появления новых учреждений общегородского обслуживания. Вы уже, наверное, догадываетесь, что Дворец спорта, строящийся Торговый центр и цирк были размещены, исходя из этого принципа. Нам кажется, что это правильный принцип, тем более, что он уже оправдывает себя на практике. Кроме изменения в направлении развития центра города, принципиально новым можно считать более полное использование особенностей природного ландшафта широкой акватории реки Миасс, рельефа для размещения силуэтных акцентов на возвышенной части Заречья, озеленения и т. п. Центр города теперь рассматривается как большая пространственная композиция из крупных общественных зданий и сооружений, водных пространств, зеленых насаждений, с выявлением высотных точек, индивидуального облика нашего города.
— Я думаю, что сейчас подробно останавливаться на центре города не стоит,» говорит Главный архитектор,— впереди у нас с вами путешествие по «городу близкого завтра», и мы с помощью наших спутников попробуем представить себе его центральную часть более детально.
— Если больше вопросов нет, то теперь можно начать путешествие. Какой выберем транспорт? Поезд, вертолет или автомашину с электрическим двигателем?
— Предлагаю вот что: к городу поездом, затем сядем в «воздушный автобус», а потом... Ну, дальше видно будет, согласны?
— Согласен. Но прежде, чем отправиться в путь, давайте пригласим наших архитекторов, которые работали над генеральным планом Челябинска, его районами и отдельными крупными зданиями: Е. В. Александрова, Ю. П. Данилова, П. П. Даниленко, К. Н. Клюкова, В. Н. Лахтина, Б. В. Петрова, Л. В. Смирнова, В. В. Светличного, А. Н. Слонимского, И. В. Талалая и Т. М. Эрвальда. Они будут нас сопровождать в путешествии по городу «близкого завтра». Помогут нам и наши районные архитекторы.
Итак, перенесемся в Челябинск 2000 года. Немного фантазии в дополнение к проектам, и все будет в порядке. В путь, товарищ Журналист!

Дальше...
Tags: книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments