ssgen (ssgen) wrote in chelchel_ru,
ssgen
ssgen
chelchel_ru

Categories:

Наш паровоз вперёд летит

Думаю, историю паровоза "Красный коммунар" знают все - ну или, по крайней мере, видели паровоз на постаменте у ДК Железнодорожников и "что-то такое слышали" об этом.



В феврале-марте 1920 года рабочие паровозного депо выступили с инициативой - отремонтировать во внеурочное время паровоз и несколько товарных вагонов, загрузить их хлебом и отправить голодающей Москве. Приурочить эту "акцию" решили к 50-летию Ильича. Хлеба и провизии насобирали 27 тыс. пудов. К сожалению, почти никаких подробностей об этом аспекте мне найти не удалось (попадались только упоминания о том, что посильный вклад в московскую "посылку" был сделан мукомолами бывшей Архиповской мельницы - позже "Коммунар"; вот интересно, нет ли тут какой-нибудь связи?).

У железнодорожников же напротив, всё их участие подробнейшим образом задокументировано. Процитирую один документ, сам по себе такой характерный для двадцатых годов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ СЛУЖАЩИХ, МАСТЕРОВЫХ И РАБОЧИХ СТАНЦИИ ЧЕЛЯБИНСК ОТ 18-ГО АПРЕЛЯ 1920 ГОДА ПРИСУТСТВОВАЛО 2000 ЧЕЛОВЕК

Заслушав доклад товарища МУРАНОВА о паровозе «КРАСНЫЙ КОММУНАР», собрание ПОСТАНОВИЛО: принимая во внимание острый недостаток в Центре в паровозах, мы, рабочие станции Челябинск, идя навстречу нашим товарищам — братьям Центральной Советской Республики и желая им оказать помощь, шлем им в память пятидесятилетнего рождения нашего ВЕЛИКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО и ДОРОГОГО ВОЖДЯ Пролетариата ТОВАРИЩА ЛЕНИНА, созданный из совершенного мертвеца, своим бесплатным коммунистическим упорным трудом, своим отдыхом от работы, живой ГИГАНТ паровоз «КРАСНЫЙ КОММУНАР» и посылая последний, мы, рабочие станции Челябинск, говорим нашему ВЕЛИКОМУ ВОЖДЮ пролетариата товарищу ЛЕНИНУ «Ты 33 года ведешь борьбу за счастливую жизнь рабочих и крестьян ВСЕГО МИРА, и результатом этой ТВОЕЙ неутомимой борьбы есть победа пролетариата РОССИИ над своим вековым врагом, победа на всех фронтах. Получив возможность перейти к фронту труда, мы, рабочие станции Челябинск — часть многомиллионного организованного ТОБОЮ пролетариата, шлем ТЕБЕ, ДОРОГОЙ НАШ ВОЖДЬ, в память твоего 50-летнего ЮБИЛЕЯ ГИГАНТ паровоз «КРАСНЫЙ КОММУНАР», твердо веря в приближение международной революции, и даем наше непреклонное слово дать МАКСИМУМ энергии и работоспособности и восстановить железнодорожный транспорт ДА ЗДРАВСТВУЕТ НАШ ДОРОГОЙ И ВЕЛИКИЙ ВОЖДЬ! ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН! ДА ЗДРАВСТВУЕТ III ИНТЕРНАЦИОНАЛ!

С подлинным верно
Председатель Челябинского УЧКПРОФСОЖА (подпись)
Тов. Председателя (подпись)
Секретарь (подпись)
КОМИССАР ЧЕЛЯБИНСКОГО ж.-д. узла (подпись)


[2. "Великий почин" челябинских железнодорожников, 1920; из книги "Уральский исток Транссиба"]

О том, как ремонтировали и как везли, рассказывает кочегар Ф.Г.Блинов:

9 ноября 1919 года, после Октябрьских праздников, в локомотивном депо Челябинск состоялось открытое партийное собрание, на котором присутствовали почти все рабочие депо. Стоял вопрос о проведении коммунистических субботников, о восстановлении железнодорожного транспорта. На этом собрании выступил слесарь депо С. В. Муранов, который предложил взять с "кладбища” неисправный паровоз ЕС-350 и по примеру рабочих депо Москва-Сортировочная отремонтировать его на субботниках в подарок В. И. Ленину, ко дню его 50-летия.

Партийная организация депо и все рабочие единодушно поддержали предложение тов. Муранова. Работа закипела.
В депо в то время не было станков (их вывезли белогвардейцы при отступлении), не было материалов, инструмента. Рабочие принесли из дома свои слесарные инструменты, на месте изыскивали материал, неисправные части паровоза заменяли другими, снятыми с неисправных тоже паровозов.

Ремонт паровоза «Коммунар» (так назвали паровоз ЕС-350) производился после работы. При свете факелов, так как деповская электростанция еще не работала. Особо отличилась при ремонте паровоза дышловая бригада под руководством слесаря Годунова, поршневая — слесаря Аобарских (я с ним работал), экипажная бригада тов. Ветышева и многие другие. Всего участвовало в ремонте ежедневно до ста рабочих.


[3. Участники восстановления "Красного коммунара"; из книги "Уральский исток Транссиба"]

В конце апреля 1920 года паровоз был готов. По окончании ремонта в депо был проведен митинг, на котором присутствовало около 1000 человек. Было зачитано и принято приветствие В. И. Ленину в связи с его 50-летием и выбрана делегация от рабочих для поездки в Москву, в составе комиссара поезда — машиниста Гундарева, слесаря Муранова и от транспортной кооперации тов. Михалевича.

Для сопровождения поезда были сформированы две локомотивные бригады машинистов С. Новожилова и Ф. Альбова, помощников машиниста К. Гарагули, Ф. Малахова и кочегаров В. Хохлова и меня. Для размещения локомотивной бригады и охраны был оборудован специальный пассажирский вагон, где были запасные части и инструмент для ремонта вагонов в пути следования: предстоял большой непрерывный рейс с хлебным маршрутом в Москву за 2100 километров по разрушенным дорогам страны.

Вагонники еще в апреле внеурочно отремонтировали 40 грузовых вагонов, которые были загружены хлебом для голодающих рабочих Москвы и красноармейцев Западного фронта.

Отправились мы из Челябинска 3 мая 1920 года, и 7 мая уже были в Москве. Это был рекордно быстрый рейс, так как в то время при существующей разрухе грузовые поезда доходили до Москвы из Челябинска за 10-12 суток.

Железнодорожный мост через Волгу у Батраков еще не был восстановлен, и нам пришлось ехать через Симбирск (Ульяновск). В пути следования нас ждали и другие неожиданности. На разъезде Ай отказался работать паровозный насос, и нам пришлось отцепить паровоз и вернуться обратно в Златоуст, где неисправность была устранена.

На станции Уфа нас задержал начальник заградительного отряда, который потребовал открыть запломбированные вагоны и показать, что везем — иначе не разрешал ехать дальше. Комиссару пришлось по прямому проводу вызвать Москву и доложить об этом тов. Дзержинскому, который тут же приказал немедленно отправить нас дальше.

На станции Туймазы — третья серьезная остановка. В буксы одного из вагонов вражеская рука насыпала песок. Букса вышла из строя. Пришлось вручную перегружать 900 пудов пшеницы. Справились с перегрузкой вместе с бойцами охраны за три часа и поехали дальше.

В пути следования было очень трудно с топливом. На складах не было ни дров, ни угля, и в топку шли старые шпалы, заборы, ближайшие деревья — все, что могло гореть. На некоторых станциях были разрушены водокачки, и нам приходилось таскать ведрами воду в тендер локомотива.

Еле доехали до Ульяновска. На складе ни грамма угля, нет и дров — хоть туши паровоз! Пошли делегацией в горком партии, объяснили, что везем эшелон с хлебом в подарок Ленину. Нам разрешили взять из городских складов несколько тонн сухой воблы, сазана и леща. Заправившись этим «топливом» (а сухая рыба хорошо горела), мы двинулись в Москву. Проехали мы около 80 километров и за разъездом Вешкайма — новая задержка. Ночью бандиты разобрали путь и увезли рельсы. Пришлось еще затратить часа четыре и вместе с путейцами восстановить путь.

7 мая утром прибыли на станцию Рыбное, около Москвы. Здесь находились склады наркомпрода, и тов. Михалевич стал сдавать хлеб. Локомотивная бригада, прибыв в депо станции Москва-Сортировочная, по акту сдала наш подарок Ильичу — паровоз «Коммунар».

Тт. Гундарев и Муранов на автомобиле управляющего делами СНК Бонч-Бруевича прибыли в Кремль на встречу с Лениным. Владимир Ильич поблагодарил наших представителей за паровоз и привезенный хлеб и велел Бонч-Бруевичу позаботиться о нашем пребывании в Москве и обратном возвращении. Нас поместили в гостинице, дали билеты в Большой театр на оперу «Князь Игорь» и всех премировали солдатскими телогрейками и чайным сервизом, а тт. Гундарев и Муранов получили письмо от Бонч-Бруевича со словами благодарности В. И. Ленина за привезенный паровоз и хлеб для голодающих Москвы и бойцов Западного фронта.

В письме говорилось: «Та горячая благодарность, которую В. И. Ленин выразил в лице вашем всем товарищам, пригнавшим так скоро в голодную Россию прекрасный сибирский хлеб в таком большом количестве, ясно свидетельствует, до какой степени вождь Российской революции и вместе с ним все товарищи чувствуют ваше настоящее пролетарское дело...»


[4. Ленин с делегатами "Красного коммунара"; из книги "Уральский исток Транссиба"]

По приезде нашей делегации в Челябинск это письмо было зачитано на общем собрании рабочих депо и вызвало новый трудовой подъем железнодорожников по восстановлению транспорта. Недели через две в Челябинск пришел вагон с мануфактурой и промтоварами специально для рабочих депо и станции от наркомпрода из Москвы».


[5. Открытка издательства "Турист", 1984]

А паровоз откатал по железным дорогам ещё более 30 лет. В 1957 году по инициативе краеведа А.И.Козырева его нашли аж на Дальнем Востоке, на комбинате "Дальвостокуголь", и вернули в Челябинск, установив на постамент. Открытие памятника состоялось в апреле 1960 года, и приуорчено было опять-таки к дню рождения Ильича. С тех пор паровоз украшает площадку рядом с ДК ЖД, дав название театру "У паровоза" и кафе "Паровоз", которое, впрочем, в последние годы куда-то подевалось.


[6. Летнее кафе "Паровоз"; фото отсюда]

Источники:
"Уральский исток Транссиба", Авто Граф, 2009
"Челябинск", набор открыток, Турист, 1984
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=928
http://www.chel.aif.ru/culture/article/29551/9
http://chelfirma.ru/parovoz-krasnyjj-kommunar-pamyatnik-istorii-chelyabinska/

Tags: Советский район, памятник, улица Цвиллинга
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments