ssgen (ssgen) wrote in chelchel_ru,
ssgen
ssgen
chelchel_ru

Categories:

Прометей

Есть такая хорошая книга "Скульптурная летопись края", вышедшая в 1989 году. Не раритет - можно найти и в библиотеках, и у букинистов. Так вот, в ней можно почерпнуть множество интересных фактов практически про все скульптурные произведения, созданные в Челябинской области за советские годы. Единственное, чего здесь катастрофически не хватает - это иллюстраций, поэтому думаю, что будет интересно пройтись с этой книгой по челябинской скульптуре, тем более что на челчеле она системно вроде бы пока не обозревалась. Начать попробую вот с этого проекта, в истории которого, впрочем, пока ещё не всё до конца ясно.



Для начала цитата из книги:

Неожиданную сторону своего творчества проявил в последнее время скульптор В. А. Авакян, хорошо известный на Урале монументальными произведениями и постоянной работой в области портретного жанра. Для Челябинского индустриального техникума он создал интересную декоративную аллегорическую композицию «Прометей». Ее намечено расположить на одной из торцевых сторон здания, выходящей на улицу Блюхера.

Подробная проработка деталей, острая выразительность стремительного бега-полета мифологического героя, доставляющего людям секрет могущества богов, частицу необъятных сил природы — огонь, характер положения его тела в пространстве делают композицию живописной. Словно пущенная с тетивы лука стрела, летит фигура Прометея к земле. Яростно трепещет на ветру пламя, развеваются волосы на голове героя и его одежды.

Фигура легендарного титана расположена по диагонали справа — вверх — налево, реальное же его движение происходит справа — влево — вниз. Стержневая линия фигуры и направление движения героя как бы пересекают друг друга, что создает и необходимое условное ощущение зрительной композиционной «устойчивости». Дополнительные изобразительные элементы — солнце в правом углу, линии облаков и далеких очертаний горизонта внизу — еще больше усиливают впечатление стремительности движения Прометея.

Использование мифологического мотива для художественного выражения современной идеи автору, бесспорно, удалось. Учебное заведение, на котором намечено расположить это произведение, выпускает молодых специалистов, они выступают последователями мифологического титана в реальной жизни: дарят людям энергию, свет, тепло.

Композиция выполнена в листовой кованой меди, ее размеры равны 3,5 x 6,5 метра. Год установки — 1987.

Книга, напомню, вышла в 1989 году. То есть из текста выходит, что в 1987 скульптура таки была установлена, хотя я ничего такого в этом районе не припоминаю. Или же текст писался ранее 1987, когда её установка только планировалась. Чтобы выяснить это, я отправился на место.


[2]

Здание Индустриального техникума на улице Блюхера построено в 1970 году (сам техникум основан в 1962). Собственно, это даже не одно здание, а целый комплекс, включающий учебные корпуса, общежитие и спортзал. Подходящих торцов, "выходящих на улицу Блюхера", здесь целых два. Во-первых, это глухой торец основного учебного корпуса.


[3]

И во-вторых, это торец спортзала, который находится со стороны Лесного кладбища. На каком же из них планировалось установить скульптуру Авакяна? С большей вероятностью, как мне кажется, на втором - это здание до сих пор занимает спорткомплекс "Прометей" Индустриального техникума (а ныне Энергетического колледжа).


[4]


[5]


[6]

Интересно, что в самом колледже про скульптуру "из листовой кованной меди" размером 3,5 на 6,5 не вспоминает никто - а я расспрашивал в том числе преподавателя, проработавшего в техникуме более сорока лет, и коменданта спорткомплекса, при которой он, собственно, и был построен.

Иными словами, можно было бы назвать этот проект "не сложилось" и на этом успокоиться, однако скульптура Вардкеса Авакяна под названием "Прометей" совершенно неожиданно всплывает совсем в другом месте. А именно - на фасаде здания ЮУрГУ. Это одна из двух фигур, не сдавших сессию бросающихся на памятник вечному студенту перед входом в главный корпус.


[8]

Вторая фигура, кстати, называется Ника (или Слава).


[9]

Обе эти скульптуры были установлены в 2003 году после реконструкции и надстройки главного корпуса ЮУрГУ. Вот что писала газета Челябинский рабочий 17 декабря 2003 года:

15 декабря Южно-Уральскому государственному университету (бывшему ЧПИ) исполнилось 60 лет. К юбилею вуза его главный корпус был реконструирован. Строители восстановили проект 1952 года, который тогда запретили во избежание “ненужной траты денег”. Надстроили еще три этажа, башню и шпиль. А совсем недавно на здании появились две статуи. Их установка вызвала неоднозначную реакцию челябинцев. Уместны ли эти непонятные фигуры на таком здании, не свалятся ли они на головы студентов или случайных прохожих? Подобные вопросы приходят на ум каждому, кто идет мимо ЮУрГУ. Как появились на здании вуза эти статуи?

Идея их создания принадлежит декану архитектурно-строительного факультета Салавату Шабиеву, заслуженному архитектору России Евгению Александрову и архитектору Михаилу Тюрину, по дипломному проекту которого сейчас реконструируется здание. А воплотил их замысел скульптор Вардкес Авакян, народный художник СССР, создатель памятника Курчатову и знаменитого студента возле ЮУрГУ.

Как сказал Салават Шабиев, здание университета выполнено в стиле неоклассицизма, и скульптуры вполне сочетаются с ним. Слева – Прометей с факелом несет огонь – символ знания, справа – богиня Слава, у нее в руках венок, награда за любовь к учебе и за победы.

Создатели заверили, что скульптуры хорошо закреплены. Они способны выдержать переменчивую уральскую погоду: сильные ветры, метель и пургу. 0,8-миллиметровый слой тонированной меди защищает фигуры от снега и дождя. Внутри статуй ничего нет, кроме мощного каркаса из “нержавейки”. Прометей и Слава весят по 800 килограммов, а длина их – восемь метров. Они создавались руками мастера Вардкеса Авакяна целый год. Сначала был изготовлен эскиз из пластилина, затем – глиняные метровые фигуры. Отлили статуи в “Востокметаллургмонтаже”. Все расчеты проводили студенты архитектурно-строительного факультета. 

Не знаю как вам, а я как-то с трудом могу представить себе две работы (два разных образа) одного и того же автора под одним и тем же названием. Поэтому могу предположить, что Прометей на здании ЮУрГУ - это каким-то образом доработанный и видоизменённый Прометей 1987 года, который должен был быть на здании Индустриального техникума. Причём, судя по описанию, эти два варианта несколько разнятся - в первом случае фигура "расположена по диагонали справа-вверх-налево, реальное же его движение происходит справа- влево-вниз ", а во втором - наоборот, фигура движется слева-направо-вниз. По размерам, впрочем, примерное соответствие есть - в одном случае "3,5 x 6,5 м", во втором - длина 8 метров.


[10]

Источники:
О.Кудзоев, А.Ваганов "Скульптурная летопись края", ЮУКИ, 1989
http://uralpress.ru/news/2005/07/08/vardkes-avakyan-kogda-ya-sozdayu-obraz-ya-starayus-ponyat-chto-moi-geroi-ostavil-pos
http://cheldiplom.ru/pages/1290592666.html
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=721
http://www.mediazavod.ru/articles/13371

Tags: Советский район, Центральный район, ЮУрГУ, скульптура, улица Блюхера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments