is000 (is000) wrote in chelchel_ru,
is000
is000
chelchel_ru

Categories:

Первая челябинская электростанция

Точнее, первая из сохранившихся - так как от самой первой не осталось совсем ничего.



В 1902 году купец Василий Михайлович Колбин подал в городскую думу прошение об организации электрического освещения. Оно было одобрено, и к 1905 году Колбиным и Кокориным была построена электростанция из двух дизель-генераторов общей мощностью 50 кВт. Располагалась она во дворе дома Колбина (нынешний адрес ул. Труда, 66).
В 1911 году после смерти Колбина семья выставляет на продажу дом. Примерно в это же время городская дума рассматривает вопрос о новом здании для ее, думы, размещения - старое здание стало тесным, да и вообще не очень приспособленным. В думе рассмотрели разные варианты и решили что выгоднее не строить новое здание, а купить колбинский дом. Дом - большой двухэтажный каменный особняк - был построен В.А. Первухиным и позже выкуплен Колбиным у вдовы Первухина. В 1913 году дом был куплен и отремонтирован, с этого времени и до революции в нем размещалась городская дума. К "электрической истории" вышеприведенные факты имеют то отношение, что вместе с домом были куплены и участок земли, и все надворные постройки, в том числе электростанция.

Через несколько лет стало ясно - мощности имеющийся электростанции категорически не хватает. Городская дума заключила договор с фирмой Сименс-Шуккерт, которая в 1915-1916 годах построила новую электростанцию с паровой машиной и двумя генераторами общей мощностью 250 кВт. Под новую станцию и было построено здание - там же, за бывшим колбинским домом - которое сейчас известно как первая электростанция.

После революции электростанция была, естественно, национализирована, но до начала 30-х годов оставалась единственной в городе и использовалась исключительно для снабжения бытовых потребителей. В конце 20-х годов, с началом индустриализации, резко увеличилась потребность в электроэнергии, и в 1927 году начали строить ЧГРЭС. В 1930 году была запущена первая турбина, а годом позже и остальные. Проектная мощность ЧГРЭС была чуть меньше 150 МВт, поэтому надобность в старой электростанции отпала и она была выведена из эксплуатации.

В 1932 году в Челябинске запускают трамвай. Оборудование в помещении бывшей электростанции демонтируется и там размещают тяговую подстанцию. Так как "депо" в самом начале представляло собой деревянный сарай за домом Почелина (ул. Труда, 56), в 1933 году в помещении электростанции оборудуют временное трамвайное депо на шесть вагономест. В 1938 году было построено трамвайное депо 1 по ул. 1-ой Пятилетки, основная ремонтная база переместилась туда, но здание электростанции так и осталось у трамвайщиков, оно и по сей день принадлежит ЧелябГорТрансу.

На данный момент в здании расположены: тяговая подстанция, буфет для водителей междугородних автобусов (площадка перед зданием используется как стоянка для автобусов), цех по перемотке электродвигателей и, возможно, какие-то офисные помещения ГорТранса. Также возможно, что часть здания пустует - не везде оно выглядит обитаемым.

Само здание в целом неплохо сохранилось, хотя и изрядно попорчено по мелочам. Исходно одноэтажное, оно было разделено на два этажа. Двери и некоторые окна поменяли свое местоположение, были убраны или созданы новые. Причем кое-где варварски - исходно трапецеидальные проемы дорублены до прямоугольных. С одной стороны из двух фронтонов остался только один, соответственно, на этой половине крыша поменяла свою конфигурацию. Здание обросло большим количеством пристроек, каких-то труб, проводов и т.д.


Эта сторона, похоже, менее других пострадала от доработок. Заложена (причем достаточно аккуратно) верхняя (трапецеидальная) часть окон, сделан дверной проем.






















Западный фасад пострадал сильно. Вместо трех высоких (почти до земли) окон с верхом-трапецией сделали двери и окна совершенно другой конфигурации, варварски прорубив новые проемы, попортив исходные и по форме (верх) и по ширине (низ).


Тут ситуация получше. Одно исходное окно грубо испорчено воротами, но зато оба верхних окна не только сохранили исходную габаритную форму, но даже и форму оконных переплетов (особенно левое). Посередине были ворота. К сожалению, фронтон зачем-то срублен.


Посередине хорошо виден контур оригинального окна. Сейчас здание поделено на два этажа, соответственно, окно тоже поделено на два, верхнее и нижнее.






Фронтон совершенно цел, только вместо стекол не то шифер, не то профлист.


Слева вверху видно где проходил оригинальный второй фронтон, а также позднейшую кирпичную заплату.


Вряд ли рама сохранилась с тех времен, но форма - один в один как в оригинале.


Бывшие ворота.


Украшение (логотип?) прекрасно сохранилось.




Сарай из профнастила совсем не к месту, равно как и труба.


В окна поставили пластик, но достаточно бережно. Башенки наверху местами облупленные, но целые.


С этой стороны оконные проемы целы, хотя и частично заложены. Крыльцо и дверь, разумеется, тоже позднейшее дополнение.












С восточного фасада второй фронтон цел.






Окно над дверью сохранило исходную конфигурацию переплета.


Здесь тяговая подстанция.


Верхние башенки сильно потрепанные.




С восточной стороны наиболее пострадал верх центральной части (под фронтоном).








Хорошо видно следы оконных рам.










Подстанция. Что интересно, здесь конфигурация стены и проемов отличается - окна низкие.




Здесь остекление нижнего окна весьма близко к оригиналу.




Ворота заложены, над ними воткнуты три окна. От исходного рисунка надвратного украшения мало чего осталось.




Как и везде, середина (по высоте) проема заложена.


Слева дверей, конечно, не было. А вот справа, возможно, как раз была дверь.








Какая конкретно здесь была конфигурация крыши сказать сложно, но деревянный мелкий фронтон явно новодел.


В окнах пластик, но форма сохранена.








Единственное окно, которое сохранило исходную форму (но не форму переплета).


















Слева фотография, вероятно, 20-х годов. Вид с северо-западного угла. Справа акварель Юрия Данилова, вид с юго-запада. Как видно, акварель является вариацией современного состояния и совершенно не отражает исторической действительности - на законное место водворен только срубленный фронтон.
    



Источники:
http://chelchel-ru.livejournal.com/228241.html
http://chelchel-ru.livejournal.com/72639.html
http://chelchel-ru.livejournal.com/118336.html
http://chelchel-ru.livejournal.com/143619.html
http://www.vip74.ru/obshchestvo/prizraki-goroda-kotorogo-net
http://chelchel-ru.livejournal.com/262339.html
http://cheltram.ru/other/history/

P.S. В связи с транспортной реорганизацией судьба здания может поменяться в непредсказуемом направлении. Так, после ликвидации за домом Почелина (Труда, 56) трамвайного депо Службы пути сам дом стоит заброшенный, с выбитыми окнами. Далее, было принято решение о сдаче в аренду пустующих площадей троллейбусного депо 1, а потом и других лишних площадей автопарков. Кроме того, еще в марте 2012 года часть недвижимого имущества ЧелябГорТранса была продана компании, основные акционеры которой зарегистрированы на Виргинских островах и в Белизе. Плюс к тому в июне 2012 года дом Колбина был переведен из региональной собственности в муниципальную. Касается ли это и здания электростанции тоже - неизвестно.
Tags: улица Труда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments