is000 (is000) wrote in chelchel_ru,
is000
is000
chelchel_ru

Categories:

Органный зал. Зал и орган. Часть 2


Часть 1

Орган



Фирма-производитель - органостроительная фирма Германн Ойле (Hermann Eule Orgelbau), Германия
Год выпуска - 1987
Серийный номер - 535
Главный конструктор - Армин Цукерриедель
Количество клавиатур - 3 ручных (мануалов) и 1 ножная (педальная)
Количество регистров - 37
Количество труб - 2504, из них около 2300 оловянные
Длина труб - от 25 сантиметров до 5 метров
Трактура - игровая (клавишная) - механическая, регистровая - электромеханическая
Рабочее давление - 0.72 атмосферы
Общее количество деталей - порядка 80 тысяч
Полная масса - 9.4 тонны
Габариты (установочные) - 5.5*5.5 метров, высота 7.5 метров
Облицовка - из силезского дуба
Цена (изготовления такого же инструмента на сегодняшний день) - чуть меньше 1 млн евро


Фирма Германн Ойле является одной из крупнейших предприятий органного профиля в Германии. Она расположена в городе Баутцен (на востоке Саксонии). Датой основания считается 1872 год, когда мастерскую по изготовлению органов возглавил Август Германн Ойле, однако история мастерской восходит аж к XVI веку. После войны, в 1949 году, предприятие (оказавшееся в ГДР) было национализировано, но фамилию Ойле в названии оставили. Фирма стала называться Ойле-Оргель-Бау, т.е. органостроительное предприятие Ойле. В 1957 году управление перешло к Гансу Ойле, наследнику Германна. В 1990 году при денационалиции предприятие вернулось в собственность семьи и тогда же сменило название на историческое - Германн Ойле.


Теперь небольшой экскурс в устройство органа вообще и челябинского в частности.
В основе любого духового органа лежат трубы. Материал труб может быть различным, от дерева до алюминия, но классически применяется дерево и так называемый органный металл, состоящий большей частью из олова и свинца с преобладанием в сплаве первого, а иногда и из чистого олова. Чем больше в сплаве олова, чем более чистый и звонкий звук у трубы. Кроме того, в сплав в небольших количествах (не более 1-2%) добавляют легирующие добавки, точный состав которых является строжайшим секретом каждой органостроительный фирмы.

[Из книги К.И. Гусарова - Метаморфозы наследия]

По конструкции трубы делятся на лабиальные и язычковые. Лабиальные не содержат каких-либо дополнительных звукогенерирующих частей и по принципу действия являются родственниками обычного свистка. В язычковых источником звука является язычок, как в саксофоне или кларнете. Трубы одинакового тембра объединены в группы, называемые регистрами. Каждый регистр по сути есть отдельный музыкальный инструмент. В челябинском органе их 37. Регистры по общим признакам группируются в семейства (принципалы). Каждый регистр имеет свое название, к которому добавляется цифра - высота тона самой большой трубы регистра, обозначенная в футах.


В центре пульта находятся мануалы - ручные клавиатуры. В очень больших органах их может быть до 7, но в наиболее распространенных вариантах от 2 до 4; в челябинском 3. Типовой размер каждого мануала чуть меньше 5 октав. Мануалы нумеруются римскими цифрами, начиная от ближайшего к исполнителю, причем на каждый заведен свой набор регистров. Мануал I - главный, в немецкой традиции он называется Hauptwerk. На него выведены самые громкие регистры. Мануал II называется Schwellwerk, он имеет регистры с регулировкой громкости. Мануал III - облегченный, Positive, туда выведены регистры, вторые по значимости и громкости, после главного. В разных органах расположение мануалов может различаться, но главный (Hauptwerk) практически всегда первый.


Регулировка громкости требует отдельного пояснения. У фортепиано или рояля громкость звучания зависит от силы удара по клавише. Орган в силу конструкции такой возможности принципиально не имеет, труба либо звучит, либо нет. Чтобы обойти это ограничение, было придумано специальное устройство, называемое жалюзи-швеллер или просто швеллер. Регистры с регулировкой находятся в закрытом ящике, фронтальная стенка которого представляет собой жалюзи, которые могут открываться на ту или иную величину. Регулировка выполняется специальным рычагом Schweller (на фото в верхнем правом углу правой панели пульта) или специальной педалью (Swell - правая педаль по центру, выше педальной клавиатуры).




Ножная (педальная) клавиатура имеет около 2.5 октав, на нее выведены низкозвучащие регистры.


Следующий важной частью являются выключатели регистров. Они расположены на левой и правой боковых панелях пульта. При нажатии на клавишу мануала или педаль звучать будут только те регистры, которые включены. Соответственно, если все регистры выключены, орган молчит. На фото видно, что к первому (основному) мануалу привязано 14 регистров (нижняя часть левой панели пульта). Значит, при игре на основном мануале может звучать одновременно до 14 регистров (это если без применения групп и специальных возможностей). Кроме переключателей, регистры могут управляться специальной педалью (колесом), называемой Crescendo (находится левее педали Swell).




Для управления клапанами труб от мануалов, педалей и переключателей используются система передаточных устройств, называемая трактурой. Трактура может быть разного принципа действия (механическая, пневматическая, электрическая и их комбинации). Для мануалов и педальной клавиатуры лучшей считается механическая, так как она не имеет ни запаздывания на срабатывание, ни механических призвуков, присущих электроклапанам при сработке. Для управления регистрами сейчас чаще всего применяется электрическая трактура как наиболее простая и универсальная. В челябинском органе трактура сделана именно таким образом.
Орган имеет специальные средства, облегчающие игру. Это, во-первых, копулы - переключатели, которые позволяют регистрам одного мануала (педалей) звучать на другом мануале (педалях). Они выполнены в виде больших кнопок с фиксацией и находятся выше педальной клавиатуры, слева от педалей Swell и Crescendo. Как видно из обозначений, копулы переключают регистры второго мануала на первый; первого на второй; третьего на педальную клавиатуру и так далее.


Во-вторых, есть банк памяти регистровых комбинаций. Для набора комбинаций применяются ручки над выключателями регистров, а для включения - кнопки, которые стоят на левой панели пульта (внизу), под мануалами, а также частично выведены вниз, справа от педалей Swell и Crescendo.






До конца XIX века подача воздуха в органах выполнялась мехами, которые качали специальные люди. Но последние лет 100 подача воздуха осуществляется электродвигателями, так что для запуска органа достаточно только нажать на кнопку (внизу на правой панели пульта). От компрессора-вентилятора воздух попадает в специальные ящики - виндлады (говоря техническим языком, ресиверы), на которых установлены собственно трубы, обычно по несколько регистров на одну виндладу.



В отличие от всех прочих музыкальных инструментов, орган имеет одну особенность - на нем невозможно сыграть незнакомую мелодию с листа. Вернее, сыграть-то можно, но вот звучать она будет совсем не так, как было задумано и как желал исполнитель. Дело в том, что все органы разные и звучат по-разному. Поэтому перед игрой необходимо попробовать как звучит мелодия на разных регистрах и выбрать регистры, нужные для игры.

Говоря об органе, нельзя не рассказать о его хранителе. Владимир Викторович Хомяков родился в 1960 году в Москве, впоследствии переехал с родителями в Крым. Учился в музыкальном училище Симферополя, затем окончил Одесскую консерваторию сразу по двум классам, фортепиано и органа. Служил в армии в Уральском военном округе и к концу службы (1984-1985 годы) узнал о планах появления органа в Челябинске. Перед отъездом домой встретился с директором филармонии М.Б. Каминским, от которого узнал, что челябинской филармонии действительно скоро понадобится органист, а также и органный мастер в одном лице. На практике это означало необходимость второго диплома. Поэтому поехал на стажировку на Черниговскую фабрику музыкальных инструментов (где занимался фортепиано), а в 1986 году учился у Г. Далманиса, главного органного мастера Домского собора в Риге. В 1987 году работал вместе со сборщиками и настройщиками челябинского органа. В 1997 году получил звание Заслуженный артист РФ. В 1999 году проходил стажировку в Германн Ойле в качестве органного мастера. В 2001 году получил первую премию международного конкурса "Джаз на церковном органе" в Ганновере. Был организатором различных органных фестивалей, в том числе "Джаз на большом органе" в 2004-2005 годах. В 2006 году получил предложение о работе из Калининграда и летом 2006 года уехал, но через год вернулся в Челябинск. В 2010 году получил звание Народный артист РФ.

Теперь о переносе органа.
После того, как здание было передано церкви, остро встал вопрос о новом месте размещения органа. Причем поначалу речь даже заходила о немедленном демонтаже и складировании, что просто уничтожило бы инструмент. Из-за поднявшейся волны протеста, а также, видимо, немного разобравшись в ситуации, власти решили не рубить сплеча. Начался подбор нового места установки органа, которые последовательно браковались из-за неподходящих условий. Дело в том, что для сохранения звучания требовалось помещение схожее с текущим по размерам (объем около 3900 м3, высота как минимум не меньше ширины и оптимально 12 метров), акустике (время реверберации около 3 секунд и прочее), а также обеспечивающее соответствующие климатические условия и защиту от вибраций. Плюс к тому требовалось размещение вспомогательных помещений и транспортная доступность зала для зрителей.
Наконец, был предложен вариант бывшего кинотеатра Родина. Здание находилось в жутком состоянии, эксперты охарактеризовали его как не только не подходящее для органа, но и вообще опасное для людей (к тому времени внутри отсутствовала часть стен, появились дыры в перекрытиях, были отключены все коммуникации, имелись трещины в несущих стенах).

[Фото UralDaily.ru]


[Фото UralDaily.ru]


[Фото UralDaily.ru]
Еще фото

Не могу не процитировать фразу из одного отчета:
3. КЛИМАТ ПОМЕЩЕНИЯ. Поскольку здание в нынешнем состоянии не имеет отопления, окон, в нем живут голуби, поскольку температура и влажность помещения мало чем отличается от уличных, детальные измерения параметров были нецелесообразны.(Т.А. Багринец, органист).
При всем этом те же эксперты не нашли ни одного требования, которые было бы теоретически недостижимо при серьезной реконструкции.
Было предложено несколько вариантов. 1. Опустить пол зала на уровень нулевой отметки (зал располагался на втором этаже). При этом достигалась необходимая и желательная высота помещения, но здание лишалось фойе. 2. Понизить потолки первого этажа. В этом случае высота зала увеличивалась, но хотя и физически позволяла бы поставить орган, с акустикой были бы проблемы. 3. Поднять крышу здания. Вариант самый лучший (на нем в итоге и остановились), но могли возникнуть юридические проблемы. Так как здание историческое, вроде как даже памятник архитектуры, а подъем крыши явно меняет внешний облик.

Кинотеатр Родина на 500 мест был построен в 1950 году в стиле неоклассицизма по проекту архитектора В.Я. Гофрата. За основу взят конкурсный проект архитектора Л.Г. Гонсиоровского (1945 год). Интерьер богато декорирован лепниной по проекту и шаблонам нескольких архитекторов, в том числе челябинских (М.П. Мочаловой, Ф.Л. Серебровского). В 80-е годы был единственным в области специализированным кинотеатром для показа стерескопических фильмов. Последние строительно-реконструкционные работы в здании велись в начале 1990-х годов. В 2004 году кинотеатр был акционирован и перешел в руки И. Мительмана с обязательствами провести ремонт и использовать здание по прямому назначению, т.е. для показа кино. Реально ремонт так и не был сделан, а здание использовалось еще несколько лет (в частности, для выставок), пока не начало совсем разваливаться, после чего было признано аварийным и закрыто.

[Из энциклопедии Челябинск]

Изначально стоимость работ по реконструкции здания была оценена (или, во всяком случае, заявлена) в 150 млн рублей, плюс 50 млн на выкуп здания у Мительмана. Однако на практике сроки окончания работ все время отодвигались (от совершенно нереальной даже изначально даты в виде 2011 года до весны 2013 года на данный момент), а стоимость работ все возрастала. На данный момент это уже самый дорогостоящий культурный проект области: если на краеведческий музей ушло 500 млн рублей, то тут уже официально озвучена цифра в 800 млн, а по прогнозам бюджет может достигнуть и 1 млрд рублей.
Реконструкцию здания планируется полностью закончить к весне 2013 года, на апрель 2013 года намечено начало переноса органа. Внешне реконструкция заключается в подъеме крыши на несколько метров и пристройке боковых крыльев. Крылья скорректируют визуально изменившийся из-за надстройки силуэт здания, разгрузят боковые несущие стены, а также добавят полезной площади. Внутри будет зал за 350 мест - в текущем органном зале 300 мест, при условии сохранения акустики, т.е. размеров зала, в новый более 350 мест не помещается. Высота потолков в зале 12.9 м, что является требованием акустики. Проект выполнен проектным управлением ШтриХ и фирмой АльфаРегионПроект. Интерьеры будут выдержаны в стиле барокко. Помимо собственно зала и необходимой инфраструктуры (фойе, гардероб, гримерные) в здании будут 8 репетиционных комнат, конференц-зал и даже зимний сад. Кроме того, для концертного зала приобретут два новых рояля.







Проект ШтриХ, проект АльфаРегионПроект.

На данный момент основные наружные строительные работы закончены, идет отделка фасадов.





Директор Зала камерной и органной музыки Ирина Александровна Андреева по поводу переноса органа настроена оптимистично. Во-первых, новое помещение делается по всем правилам с точки зрения акустики. К консультированию и работе привлечены: специалисты из Германн Ойле, включая управляющего директора Иржи Коцоурека, приезжавшего специально для этого в Челябинск; доцент кафедры акустики МГУ, член Британского института органных исследований, научного совета РАН по акустике, вице-президент Ассоциации органистов и органных мастеров России, главный смотритель органа Московского дома музыки Павел Кравчун; заведующий лабораторией акустики Московского НИИиПИ объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Михаил Ланэ. К тому же при правильном подходе успешный перенос возможен, примеры этому есть. В Омске в 1983 году был установлен орган, в качестве зала использовали здание полковой церкви Сибирского казачьего полка. В начале 90-х здание вернули церкви и орган замолчал на 7 лет, правда, за ним был квалифицированный уход. В 1998 году его перенесли в здание бывшего кинотеатра, естественно, реконструированное. В результате звук даже улучшился, так как по акустике новое здание оказалось лучше старого. Другое дело, что в Челябинске действующее (пока) здание имеет превосходную акустику, но ее обещают повторить.
Во-вторых, какой бы отличной ни была акустика в текущем зале, он не приспособлен именно как концертный зал - нет ни фойе, ни кассового зала, гримерки тесные и их мало. В новом здании будет все и даже больше. И самое главное, Ирина Александровна очень устала бодаться с церковниками. Хотя она и директор зала, но здание юридически уже передано РПЦ и те по мере сил вставляют палки в колеса. Так, после безобидного музыкально-хореографического перфоманса ее таскали в прокуратуру, обвиняя чуть ли не в организации стриптиза. Деятели от церкви выступают против проведения свадебных церемоний в зале (не иначе как от конкурентов избавляются). Программу "Джаз на большом органе" пришлось просто полностью свернуть, по тем же причинам. Плюс к тому приходится постоянно согласовывать график выступлений в зале с церковными службами. Сейчас зал работает в двух режимах, над входом есть как вывеска Зала камерной и органной музыки, так и церковная икона.




По залу периодически проводятся экскурсии (в первую очередь ориентированные на детей, но и не только). В качестве экскурсовода выступает директор зала, Ирина Андреева.

Пока экскурсанты рассаживаются, можно осмотреться.


Экскурсия рассчитана на 30-40 человек, не больше, но в этот раз было нечто невообразимое. Народу оказалось человек 200, из них только человек 15 "посторонних", остальные - детские группы с сопровождающими.


Главный купол.


Тут натуральная позолота.


Потолок местами уже требует подновления.


Начинается рассказ о зале...


... и об органе.


Детям дают понажимать клавиши.


Затем Ирина Андреева сыграла несколько небольших произведений - она не только директор, но и музыкант. Особенно ей удался марш Мендельсона (видимо, богатая практика :) ).


Теперь идем в подвалы. Спускаемся в гардероб, проходим через мужской туалет и попадаем в комнату - гидрораспределитель, по совместительству она же слесарная мастерская, видимо.


Практически центр зала. На улице летняя жара, но здесь весьма прохладно, а стены просто холодные. Прямо виден переход из комнаты с трубами, слева, за колонной, кондиционеры. Сзади-справа стена.


Стена не очень длинная, но толстая, около 2 метров. Именно тут был заложен первый камень и здесь же замурована частица мощей Александра Невского, чьим именем названа церковь. Народ массово загадывает желания.


Небольшой перерыв, можно осмотреть зал при естественном освещении. Ощущение, что так он смотрится даже лучше.




Напротив органа, над входом - балкон. Точнее, учитывая что это церковное здание - хоры.


Оттуда открывается отличный вид на зал.




Рядом с дверью на балкон находится еще одна дверь, за которой очень крутая лестница, натуральный трап.


По ней поднимаемся на площадку с небольшим окошком (оно прямо над главным входом).


С площадки ведет еще одна лестница.


Поднимаемся по ней. Разборные леса внизу - это новые хозяева (РПЦ) ведут ремонтные работы, готовятся вешать еще один большой колокол.


Люк, выходящий на колокольню.


Первое, что бросается в глаза - паутина из веревок, привязанных к колоколам.


Передвигаться надо осторожно, так как если колокол зазвенит в неурочное время, потом хлопот не оберешься.


Кругом колокола разных размеров.






Открывается вид на главный купол.




Вокруг башенки с куполами.




Кресты с иголками от голубей.


Кровля явно требует подновления.


Отличный вид в разные стороны.








Выходим из зала. До колокольни дошли немногие, а тут осталось вообще несколько человек. Идем по окрестностям. Вот тут из подвала выходил подземный ход.


При ремонте его засыпали, причем туда ушла куча строительного мусора, вплоть до старых унитазов и раковин. Место хорошо видно по изменению характера растительности.


Идем дальше. Документальных свидетельств нет, но предполагают, что к северо-востоку могло находится кладбище при церкви. Ирина Андреева: возможно, тут были могилы.





Экскурсия заканчивается. До финиша дошли четверо взрослых и один ребенок, бегающий где-то неподалеку.


Еще один фотоотчет об экскурсии.


Внешний вид Зала камерной и органной музыки, он же церковь Александра Невского
































Вот так выглядело здание около 1996 года. Краска на крыше еще сравнительно свежая, вместо звонницы на колокольне смотровая площадка.


[Фото Lunargeorge отсюда]


[Фото Lunargeorge отсюда]


[Фото Lunargeorge отсюда]



Литература

Основная часть исторического материала взята из книги К.И. Гусаров - Метаморфозы наследия
Сайт органного зала
Органный зал на сайте филармонии
Зал Камерной и органной музыки в Википедии
Внешний вид здания в 2009 году

О переносе органа
http://chelindustry.ru/left_prom2.php?tt=11&rr=3&ids=183
http://chelindustry.ru/left_prom2.php?tt=11&rr=3&ids=187
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=2582

Об устройстве и работе органа
http://ru.wikipedia.org/wiki/Духовой_орган
http://www.popmech.ru/article/4612-33-tyisyachi-trub/
http://propianino.ru/organ-chast-2-stroenie
http://www.die-orgelseite.de/funktionsweise_e.htm
Tags: Алое поле, орган, органный зал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →