ssgen (ssgen) wrote in chelchel_ru,
ssgen
ssgen
chelchel_ru

Посёлок Локомотивных Бригад

Локомотивный, как мне показалось, посёлок типично железнодорожный. Присущий железнодорожникам подход к делу бросается в глаза множеством мелочей - хоть и запущенное, но озеленение на центральных улицах, единообразное наружное освещение - на второстепенных, опять же деревянные сортиры повсеместно... Не знаю, нужно ли тут ещё что-то комментировать. Смотрите.

Хоть vedmed1969 и предостерегал, что место тут гиблое, я ничего такого не заметил. Жители вполне дружелюбны, к человеку с камерой относятся толерантно, на вопросы охотно отвечают.



Но сначала несколько слов об истории. Первые упоминания о жилой застройке между ж/д на Златоуст и Троицк, какие мне попадались, относятся к 1926 году (но не исключено, что здесь и до этого могла находиться какая-нибудь старая заимка). Однако массовая квартальная застройка началась здесь лишь в тридцатые годы, и первоначально посёлок получил название Смольноозёрный (более поздний вариант - Смолеозёрный). Все улицы в довоенных границах были именованы одним и тем же постановлением 1937 года - Односторонняя, Восточная, Смольноозёрная, Школьная, Кропоткина, Мичурина, Ударника, Путейная. Все эти названия, кроме последнего, никак не связаны с железной дорогой, поэтому не исключено, что основали посёлок вовсе не железнодорожники. Вот фрагмент любимого плана города за 1939 год.



Я специально оставил на этом фрагменте ещё и Смольноозёрную заимку. Понятно, что наличие по соседству двух похожих топонимов порождало постоянную путаницу. Даже в "Справочнике милиционера" за 1957 год улица Хуторная ошибочно приписана к посёлку Смолеозёрному, тогда как для Ладожской местоположение указано правильно: "Смолеозерная заимка (за вокзалом)". Думаю, что именно поэтому в 1965 году Смолеозёрный был переименован в посёлок Локомотивных Бригад, или попросту Локомотивный - этот топоним и дожил до наших дней.

По данным справочника улиц можно выделить четыре волны застройки. Первая - это довоенная (на следующей схеме выделена серым цветом). Вторая - кварталы частной застройки по плану 1947-48 годов (выделены розовым). Третья - одноэтажные и двухэтажные многоквартирные дома, построенные в 1957-1959 годах - возможно, "самстрой" (выделены голубым). И четвёртая - это позднесоветское строительство, с шестидесятых и далее (квартал на западной оконечности посёлка и точечная застройка вдоль улицы Заслонова) - тут уже есть трёхэтажки, пятиэтажные хрущобы и даже одна десятиэтажка, построенная в 1987 году.



Начав обзор с южной оконечности, сделал по посёлку несколько кругов. Пивной ларёк на Физкультурной.


[4]

Здесь в реформах больше не нуждаются. Не поленитесь, посмотрите все наклейки в полный размер - по ним можно получить исчерпывающее представление об ассортименте и о контингенте.


[5]

Улица Ударная (ранее ул. Ударника - названа в честь движения ударников первых пятилеток). Обратите внимание, как реконструируется двухквартирный дом 1957 года постройки (в центре кадра) - таких наполовину перестроенных на улице довольно много. Многие реконструированы целиком - то ли хозяева договорились, то ли обе половины за одним хозяином.


[6]

Ударная - это местное авеню, центральная улица посёлка.


[7]


[8]

Абориген.


[9]

Вот ещё один дом капитально реконструируется.


[10]

Есть вполне приличные.


[11]

Есть вообще не пойми что.


[12]

Начинаются двухэтажки.


[13]

Заглянув во двор, чего только не увидишь -  двухэтажки соседствуют с теплицами и загончиками для автомобилей, которые здесь изготавливают из профнастила.


[14]

Улица Кропоткина, двухэтажка с претензией на архитектуру. Год постройки - 1960.


[15]

Частный сектор на Кропоткина. Яблони цветут повсеместно.


[16]


[17]

Выходим на улицу Заслонова. На этом углу есть магазин "Добрый".


[18]

И местное почтовое отделение.


[19]

Вообще говоря, улица Заслонова - это самая, без преувеличения, зелёная улица посёлка. Несмотря на то, что по ней идёт довольно оживлённый трафик, его вообще не видно за деревьями. И это листва ещё не особо густа.


[20]

Дворы.


[21]

Остановка "Поликлиника".


[22]

Поскольку улица односторонняя, нумерация здесь идёт подряд - и чётные, и нечётные номера.


[23]

Необычная вставка между двумя жилыми домами. Бывший поселковый клуб, возможно?


[24]

На другой стороне, через дорогу - территория РЖД. Это, если не ошибаюсь, ОЗПМ - опытный завод путевых машин.


[25]

Это, собственно, и есть единственная десятиэтажка.


[26]

Дома вдоль улицы Заслонова - всего лишь узкая полоска многоэтажной застройки, за которой на много кварталов простирается частный сектор.


[27]

Местная дама с собачкой.


[28]

Северная оконечность посёлка - Паровозная, 1.


[29]

Дальше переезд в Медведевку и железнодорожные пути.


[30]

Остановочный пункт.


[31]

Времяпрепровождение местной молодёжи.


[32]

Один из типовых железнодорожных деревянных сортиров.


[33]

Далее дорога идёт вдоль частного сектора улицы Паровозной.


[34]

Поселковая школа №122. Есть только такой снимок - издалека, потом собирался подойти поснимать поподробнее, но забыл.


[35]

Несколько поколений табличек.


[36]

В кустах совершенно неожиданно обнаружился рояль антикварный киоск "топором".


[37]

Из-за гаражей проглядывает железнодорожное хозяйство.


[38]

Вообще полоса земли между проезжей частью и канавой достаточно активно осваивается жителями - если тут нет гаражей, то обязательно стоит машина, ну или на худой конец вскопаны грядки.


[39]

Слегка поворачивая, Паровозная превращается в Путевую.


[40]

На воротах - удивительное.


[41]

Снова улица Ударников, вид с юга.


[42]


[43]

Магазин.


[44]

Улица Шарова и новые дома. Краснобелая девятиэтажка вдалеке - уже на Троицком тракте, это уже не Локомотивный (посёлок Металлбазы?).


[45]

Панельная хрущовка на Рессорной, построена в 1977.


[46]

Это, пожалуй, самый центровой перекрёсток посёлка, где пересекаются два "проспекта" - Ударная и Заслонова.


[47]

Ещё одна пятиэтажка, построена в 1983.


[48]

В пристрое - центр детского творчества "Орбита".


[49]

А на противоположной стороне улица - аптека. Смотрите, какая входная группа. Жалею, что не догадался отснять её покрупнее.


[50]


[51]

Панельные трёхэтажки. Здесь их две - 14 и 15 дома по улице Заслонова.


[52]

Между 14 и 15 домами - остатки аутентичной ограды.


[53]


[54]

Люки заварены везде, ещё один характерный штришок.


[55]

Западная оконечность посёлка.


[56]


[57]

От Ударной можно выйти к платформе "Подстанция" или дальше, к ТК "Маяк".


[58]


[59]


[60]


[61]


[62]

Последний взгляд с путепровода на Троицком тракте.


[63]


[64]


[65]


[66]


[67]

Источники:
В. Поздеев, "Справочник улиц города Челябинска", ЮжУралБТИ, 2007
"Справочник милиционера по городу Челябинску", 1957

Tags: Советский район, поселок Локомотивный
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments