ssgen (ssgen) wrote in chelchel_ru,
ssgen
ssgen
chelchel_ru

Category:

Посёлок ЧКПЗ

Челябинский кузнечно-прессовый завод (ЧКПЗ) начинает свою историю с кузнечного производства Московского автомобильного завода имени Сталина (КПЗИС), эвакуированного в Челябинск в 1941 году. Вместе с оборудованием из Москвы прибыли 858 рабочих, которых поначалу разместили где придётся - в Фотеевке, в школах №43 и №47 (в 8-10 км от заводской площадки), во временных бараках.


[фото отсюда]

Слово летописцам завода:

Конец ноября 1941 года выдался в Челябинске необычайно холодным и ветреным. В один такой морозный денёк на строительную площадку будущего завода направилась первая группа эвакуированных москвичей из 80 человек, в большинстве своём одетых явно не по сезону. Кто в лёгком демисезонном пальто, кто в полупальто, в основном в осенних шляпах или фуражках. На ногах у многих явно не зимняя обувь. Колючий снег бил в лицо, обжигал щёки, слепил глаза, а ветер пронизывал насквозь. Дорога местами занесена снегом, и ноги вязнут в сугробах. Некоторые хлопают себя по бёдрам; потирают руки, пытаясь согреться.

Худощавый мужчина в кепке пытается шутить:
- Разве так встречают гостей? Надо бы чего для сугреву! Так и заболеть недолго!
Ему возражают:
- Урал есть Урал! Тут тебе не Подмосковье.
- Это здесь, - повёл рукой в сторону Николай Семёнович Рахвалов.
- Да, картина невесёлая, - протянул кто-то.

Словно ели, в небо взметнулись металлические колонны. Вокруг них, почти засыпанные снегом, горы ржавого демонтированного металлургического оборудования. Тут и там под снегом рельефно выделяются массивные металлоконструкции и остатки старых фундаментов.

- Как холмики могильные, - шутит опять кто-то.
- Смотри, в настоящую могилу не угоди, - предостерегают его.
И действительно - совсем рядом глубокие, до 10 метров котлованы, вырытые в своё время под агрегаты мартеновского цеха. А на примыкающем железнодорожном пути - бесконечная вереница вагонов и платформ с автозаводским оборудованием.

- Собирались когда-то строить здесь большой металлургический завод для нужд судостроительной промышленности, - объясняет начальник строительной площадки Л.И. Казак, - но по ряду причин строительство пришлось прекратить. Для строительства завода были осмотрены многие подобные строительные площадки, и выбор пал именно на эту. 30 ноября 1941 года Правительство приняло решение о строительстве кузнечно-прессового завода в Челябинске.

Страничка из истории завода:



["Уральский кузнец" №23, 24 июня 2011]

Первыми жилыми постройками посёлка ЧКПЗ стали, естественно, бараки. Жилищную проблему решали самыми разнообразными способами - рыли землянки за заводской территорией (с них начинался нынешний посёлок Железнодорожный), занимали пустующие постройки довоенного кирпичного завода... К концу 1942 года заводу удалось разместить 154 семьи на собственной жилплощади, а 886 - в частных домах, в том числе в соседней Фатеевке. Но при этом ещё около 250 человек продолжало жить в цехах на территории завода.

Николай Егорович Кочергин, участник Великой Отечественной войны, прибывший на завод в июне 1942 года после ранения на фронте, начал работать в отделе капитального строительства завода.

- Дирекция поручила мне оформить участок под строительство жилых домов. В то время земельный участок, где сейчас расположен поселок, принадлежал колхозу, правление которого располагалось в поселке Фатеевка. По просьбе завода правление колхоза провело собрание, на котором постановили - отвести 100 гектаров земли под строительство жилого поселка для трудящихся завода.

После утверждения в райисполкоме, облисполкоме и Совете Министров СССР участок был оформлен и отведен в натуре. Мне было особенно приятно вспомнить, как заместитель директора завода М. А.Мышко вызвал меня и поручил сделать разбивку плана и передать строителям. Строительство домов вела строительная организация ОСМУ-10 (главный инженер Штоль, прораб Довт, мастера Спиридонов, Рохлин).

В сжатые сроки в поселке были построены и введены в эксплуатацию первые 14 двухэтажных домов в первом квартале поселка, в том числе восемь 22 - квартирных домов, четыре 16-квартирных шлакоблочных дома, один дом на восемь - каркасно-засыпной. Таким образом, у завода появилось своё собственное жилье общей площадью 5928 квадратных метров и 176 счастливых семей вселились во вновь построенные квартиры. Правда, они были без воды и туалетов. Но в то время на это не обращали особого внимания. Самое главное, что жилье находилось рядом с заводом. Этим было положено начало заводскому поселку.

Юные заводчане на продукции цеха товаров народного потребления. На заднем плане - надпись "Клуб КПЗИС".


[2. Из книги "Историю делают люди"]

В начале пятидесятых завод построил три пятиэтажных дома, а в 1955 году на заводе активизируется "самстрой".

Поясним, для тех, кто не знаком с таким методом, что это такое. Суть его заключалась в том, что тот, кто рассчитывал на получение жилья, принимал непосредственное в этом участие, работая на строительстве и получая зарплату. На период отвлечения за таким работником сохранялось рабочее место. И 112 трудящихся завода с привлечением родных взялись за лопаты, ломы, мастерки и топоры. В помощь строителям руководством и общественными организациями завода организовывались субботники, была оказана большая помощь в снабжении и транспорте. Ход стройки постоянно освещала многотиражная газета "Уральский кузнец".

Молва о строительстве жилья силами самих трудящихся ЧКПЗ быстро разнеслась по всему Челябинску. Газета "Челябинский рабочий" 4 января 1958 года опубликовала постановление Совнархоза "Об инициативе кузнечно-пресового завода по строительству жилья методом народной стройки", в котором почин заводчан, взявших обязательство в 1958 году построить 60 двухквартирных домов, одобрялся и поддерживался.

В шестидесятые годы методом народной стройки и так называемым "хозспособом" были построены два четырёхэтажных дома, общежитие со столовой, пятиэтажный дом со встроенными помещениями для почты, телеграфа и сберкассы. Но наряду с этим велось и строительство силами подрядных организаций. Введены в строй мужское и женское общежития, началось строительство пятиэтажных домов.


[3. Из книги "Историю делают люди"]

10 июня 1983 года состоялся пуск в эксплуатацию троллейбусной линии, связывающей Челябинский кузнечно-лрессовый завод с центром города и другим концом Ленинского района. Это событие было для трудящихся завода чрезвычайно важным. В строительстве линии помимо ЧКПЗ участвовали все предприятия Ленинского района. С трудом удавалось доставать необходимые материалы, особенно провод для троллей, опоры и оборудование для тяговых подстанций. Всеми работами руководил районный штаб под председательством В.Н. Сметанина. А от кузнечно-прессового завода в этот штаб входил В.Я. Дрязгов.


[4. Фото с сайта "Челябинский троллейбус"]

И вот, наконец, 1 декабря 1982 года состоялся пробный рейс, а с 10 июня 1983 года началось регулярное движение троллейбусов по новым маршрутам. В этот день на конечной остановке троллейбуса состоялся митинг.

Параллельно с этим шла реконструкция двухэтажных жилых домов коридорной системы, построенных в годы войны. Силами жилищно-коммунального отдела предприятия было реконструировано четыре таких дома. По просьбе руководства и общественных организаций предприятия институт "Челябгражданпроект" разработал проект плана детальной планировки жилого района по Копейскому шоссе с вводом 383 квадратных метров жилья, который в августе 1980 года утверждается Горисполкомом. Этот проект предусматривал, что на линии старой двухэтажной застройки встанут шастнадцатиэтажные дома. К сожалению, многие мероприятия этого плана ввиду напряжённого финансового положения завода не были реализованы, но строительство жилья продолжается, не так давно в заводском посёлке появились и десятиэтажные дома. В 2001 году в такой дом, построенный "хозспособом", въехали счастливые новосёлы завода.


[5. Из книги "Историю делают люди"]

Теперь небольшая прогулка по посёлку. Глубоко во дворы я не забирался, правда. Это крайний дом по улице Обуховской.


[6]

Попробуйте прочитать эту выцветшую вывеску.


[7]

Один из домов недавно покрашен.


[8]

Копейское шоссе, 13а.


[9]

Бывшая общага с магазином "Кормилец". Внутри - обычный продмаг.


[10]

Ещё одна правда о пешеходах.


[11]

Старый магазин по улице Феди Горелова, ныне зажатый между "Красным-белым" и "Пятёрочкой".


[12]

Антикварная табличка ветпункта.


[13]

Монумент на углу Феди Горелова и Копейского шоссе.


[14]

Помните, гадали, что это и зачем? Так вот, этот памятник называется "Монумент труду" и сооружён он был в 1971 году в честь награждения завода орденом Октябрьской революции. Вот несколько фотографий, сделанных на церемонии открытия.


[15. Из книги "Историю делают люди"]

Дворец спорта "Торпедо".


[16]

Когда-то, впрочем, он незатейливо назывался "Дворец спорта ЧКПЗ".


[17. Из книги "Историю делают люди"]

Улица Феди Горелова. Это такая главная поперечная улица, идущая из центра посёлка к проходной завода.


[18]

А знаете ли вы, кстати, кто такой Федя Горелов?



["Уральский кузнец" №26, 15 июля 2011]

Реконструируется одна из двухэтажек.


[19]


[20]

Старые дома.


[21]


[22]

Новые дома.


[23]

Очень старые дома.


[24]


[25]


[26]

Улица Уральская.


[27]

Клуб, ныне досуговый центр. Интересная постройка. Не знаю, типовой ли это проект, но мне показалось, что изначально типовой ДК позже расширяли и достраивали как могли.


[28]


[29]


[30]


[31]


[32]


[33]


[34]


[35]


[36]

Детский сад №450.


[37]

Школа №108.


[38]

Во дворе школы - очень старые постройки.


[39]

Массив многоэтажной застройки и универмаг "Майби" (maybe or maybe not?).


[40]

Источники:
Яшин А.М., Кожейкин А.В. "Историю делают люди", Фрегат, 2002
"Уральский кузнец" №23, 24 июня 2011
"Уральский кузнец" №26, 15 июля 2011
http://www.perevozka.info/catalog/knowledge/company/00651/
http://www.chkpz.ru/about/

Tags: Копейское шоссе, Ленинский район, архивное, книги, улица Феди Горелова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments