ssgen (ssgen) wrote in chelchel_ru,
ssgen
ssgen
chelchel_ru

Categories:

Посёлок Аэродромный

Многие челябинцы конечно же знают, что своим названием этот посёлок обязан аэродрому ДОСААФ, который некогда располагался на месте жилых микрорайонов нынешнего Северо-запада. Изначально, ещё с дореволюционных времён на месте Северка находился огромный пустырь с редкими берёзовыми колками. Использоваться в качестве аэродрома он начал в начале тридцатых - именно здесь 15 августа 1930 года произвёл посадку первый в истории города пассажирский самолёт "Юнкерс-13", выполнявший рейс по маршруту Свердловск-Магнитогорск. С 1932 года через него открывается авиасообщение с Москвой, а в 1933, после приезда в Челябинск Р.П.Эйдемана - председателя Центрального совета созданного в 1927 году ОСОАВИАХИМа - на пустыре начинается оборудование спортивного аэродрома, завершившееся зимой 1934-1935. При аэродроме открылась школа пилотов, в распоряжении которой в то время были планеры и два "кукурузника" По-2. За довоенные годы челябинский аэроклуб успел подготовить тысячи лётчиков, планеристов и парашютистов.


[подписано: "Уралосоавиахим, 1930, Челябинск"; источник: molotok.ru]


[источник: tatiana-56]


[источник: tatiana-56]

Во времена Великой Отечественной аэродром не только продолжал использоваться для учебных полётов, но и принимал военные самолёты. Здесь они дожидались отправки на фронт после ремонта в Шершневских авиамастерских, формировались воздушные соединения и т.д. В послевоенные годы всё чаще заходит речь о застройке аэродромной территории - уж очень удобной оказалась она с точки зрения розы ветров, а значит, и с точки зрения экологии - уже в 1961 году об этом в своём "Путеводителе" сообщает М.Иванцова. Идея витает в воздухе, но окончательно оформляется только в генплане 1967 года.

Если смотреть по современной карте, то аэродром занимал территорию, примерно соответствующему микрорайонам Северо-запада 1, 2, 3, 4 и А. Кстати, в прилегающих территориях имеются и другие артефакты, которые о нём недвусмысленно напоминают. Во-первых, улица Косарева имела первоначальное название Аэродромная, а улицы Авиационная, Парашютная и Марины Расковой в прилегающих кварталах Колхозного посёлка сохранились до сих пор. Ну и, кроме того, сохранилось здание аэродромной диспетчерской на улице Красного Урала, где в настоящее время находится детская школа искусств.



Хотя на довоенных картах посёлок никак не обозначен, А.Моисеев говорит о том, что возник он ещё в тридцатые. Не берусь судить, насколько это соответствует истине - возможно, до войны тут и были какие-то постройки работников аэродрома - но всё то, что называется Аэродромным посёлком сейчас, образовалось на карте города уже в конце пятидесятых.



Все без исключения улицы посёлка получили свои названия одним и тем же решением горисполкома №4276 от 11 ноября 1957 года, а сам он обозначен в "Справочнике милиционера" [вышел в 1957 году] как "Новый посёлок в районе улицы Аэродромной" (т.е. Косарева) или как "Новый посёлок за аэродромом ДОСААФ". К тому же и сам посёлок состоит главным образом не из деревянных засыпных домов, как следовало бы ожидать, а из кирпичных одноквартирных и двухквартирных, построенных по типовым проектам работниками завода "Анкер", цинкового, тракторных трансмиссий и других близлежащих предприятий.



Конечно, за последние годы домики утратили своё однообразие - хозяева надстраивают, отделывают и перекрашивают свои хоромы кто во что горазд. Вот один из типовых домов на улице 4-й Теннисной, надстроенный шлакоблоком.



Местный центр общественной и культурной жизни - поселковый магазин на 1-й Порядковой. А вот притулившийся сбоку приём лома - отнюдь не редкость. Таких пунктов, гаражей и закутков, где принимают лом чёрных и цветных металлов, в посёлке пруд пруди. Создаётся впечатление, что местные жители живут только сбором, приёмом и перепродажей лома - в силу своей географической близости к "Втормету".



1-я Порядковая. Неасфальтированная и по ночам не освещённая, как и большинство улиц Аэродромного. В глубине кадра - "Уралмаркшейдерия", одно из немногих многоэтажных зданий посёлка.





Котов тут много, их концентрация и наглость значительно превышают средние показатели по городу.





Улица Куйбышева ограничивает частный сектор с юга. За ней начинаются кварталы хрущовской и панельной застройки.



Курчатовская пожарная часть.



Ещё один айсберг среди моря одноэтажек - Курчатовский райсуд (Куйбышева, 30). Суд сюда переехал лишь в 1992. Что в здании было до этого - не знаю Уже подсказали, раньше здесь был дом пионеров.



Типовой двухквартирный дом.



Ещё один надстроенный.







Этот двухквартирный дом строил завод тракторных трансмиссий (выяснил у хозяина).





Едва ли не самая заметная достопримечательность - баптистская церковь "Благовестие" (Куйбышева, 64). Строилась в течение 1993-1999 годов на основе приобретённого общиной коттеджного недостроя.







Западная часть посёлка состоит преимущественно из одноквартирных домов, тоже типовых. Многие из них также надстроены и переделаны. Какие именно заводы здесь строились, выяснить не удалось.













Улица Бахчисарайская. Узкая полоска земли, примыкаяющая к ГСК-8, используется для посадок картофеля.



Самые западные кварталы частного сектора к настоящему времени уже снесены, на их месте выросли панельные девятиэтажки.







Источники
"Справочник милиционера", 1957
А.Моисеев, "Память Челябинских улиц"
А.С.Скрипов, "Челябинск XX век"
"Городской романс", ЮУКИ, 1996 // В.Поздеев "Вехи времён и племён. Заметки краеведа"
http://kirovka.ru/enc/index.php?id=314
http://kirovka.ru/enc/index.php?id=313
http://kirovka.ru/enc/index.php?id=742
http://kirovka.ru/enc/index.php?id=1993
http://kirovka.ru/enc/?id=2509
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=33
http://aeroclub74.ru/club/history.html
http://www.uralreg.ru/o-chelyab7/goroda-ob6/CHelyabinsk/
http://www.kraeved74.ru/pages/article29-2.html
http://militera.lib.ru/memo/russian/v_nebe_frontovom/04.html
http://ef.1939-1945.net/002_tb3_02.shtml
http://www.chelrosto.ru/
http://www.chelblagovest.ru/history.html

UPD. Дополнение от julia_pozdeeva:
АЭРОДРОМНЫЙ, посёлок. Расположен у ж.д. на Екатеринбург в Курчатовском р-не. На В. границею служит ул. Спасская, на Ю.- ул. Куйбышева, бывшая Просторная, на З. – ул. Молодогвардейцев. Западный конец постепенно застраивается домами повышенной этажности; частные дома сносят. Все улицы наименовали и образовали пос. за аэродромом ДОСААФ по решению №427б горисполкома от 11.11.1957 в составе Сталинского р-на из улиц: Бахчисарайская, Волховская, Гродненская, Делегатская, Игровая-1я ,2я. Осташковая-1я, 2я, 3я; Приморская, Просторная, Порядковая -1я, 2я, 3я; Рощинская, Софийская-1я, 2я; Спасская, Теннисная-1я, 2я, 3я, 4я; Херсонская-1я, 2я, 3я, Шлюзовая, Яхтинская. В разные годы необособленный посёлок входил в состав Центрального, Калининского р-на. Посёлок индивидуальной застройки со стандартными домостроениями, за редким исключением. С 1935 – 1936 южнее его находился аэродром г. Челябинска; название получил по бывшему аэродрому неофициально (?).
Источники. Атлас-справочник «Весь Челябинск». Ч. 2000. Ч. ОГАЧО. Ф. Р. 220. оп.16. д.19. 23.09.2007. Поздеев В.В.


Дополнение от raseyskiy: 1950-е годы. Рабочий момент полётов на аэродроме, на дальнем плане диспетчерская.



Tags: Курчатовский район, улица Куйбышева
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments