ssgen (ssgen) wrote in chelchel_ru,
ssgen
ssgen
chelchel_ru

Categories:

Межозёрье

Прогулялся вчера по перешейку между Первым и Вторым озёрами [для иногородних: есть ещё Третье и Четвёртое]. Намечая этот маршрут, рассчитывал, что достопримечательностей там будет несколько побольше, но самом деле оказалось, что на перешейке пустовато и диковато. Хотя места красивые, конечно.



На южном и западном берегах Первого озера я бывал неоднократно, поэтому прогулку решил начать от ТЭЦ-3 и пройти по северному берегу, а затем по перешейку, посмотрев заодно и на Второе. Когда-то давно Первое озеро было небольшим, солёным, и в засушливые годы высыхало до дна. В тридцатые годы сюда начал сбрасывать промышленные стоки ЧТЗ, позже к нему присоединились ТЭЦ-2, завод ЖБИ и завод шлифизделий. В настоящее время доля сточных вод в водобалансе Первого превышает 85%, хотя это уже и не стоки в чистом виде, а продукт предварительной очистки - отстойники, построенные в семидесятые, во времена второй модернизации ЧТЗ, находятся на южном берегу. По мере повышения объемов сброса озеро начало переполняться, и поэтому от него в 1958 был прорыт водоспускной канал до реки Миасс. Начиная с 1984 года, правда, этот канал используется только для аварийного водоспуска - в остальное время воду полностью забирают для своих технических нужд ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ЧТПЗ и другие промышленные предприятия. Несмотря на огромную техногенную нагрузку, в озере есть рыба, живут утки и чайки, и даже можно купаться (на западном берегу имеется оборудованный пляж).



Северо-западный и северный берега Первого, начиная от жилмассивов Северо-востока, давно обжиты садоводами. Огромная территория на этом берегу занята разообразными СНТ - "Тракторосад-1", "Тракторосад-2", "ЖБИ-1", "Ферросад", "Хлебосад", "Дружба", "Учитель" и др.







Из объектов инфраструктуры здесь можно выделить лишь базу отдыха "Баньки на Первом" с сауной и небольшим пляжиком.



На южном берегу за последние годы вырос современный микрорайон Чурилово.



Бродокалмакский тракт пересекает путепровод и уходит дальше, в сторону Кургана. А я сворачиваю с него и продолжаю путь по железнодорожной ветке вдоль берега.







Справа то появляются, то исчезают садовые участки. Есть среди них совсем заброшенные.



А некоторые вообще представляют собой просто огороды, без домика и без забора. Тут я чуть было не был сожран двумя злобными тварями милыми пёсиками. Насилу от них отбился, израсходовав половину баллончика.



На озере резвится разнообразная летающая живность.





Вид на ТЭЦ-2.



Вдоль берега проложена отличная бетонка.



Но весь берег на этом участке очень сильно замусорен. Это не просто единичная свалка, мусор равномерно раскидан на протяжении сотен метров вдоль берега.



Пляж на северном берегу. В жаркие дни на нём людно, но сейчас на берегу мелькают всего несколько фигурок - трое рыбаков с надувной лодкой и ещё семейство на машине и с детьми, копошащееся где-то в дальнем углу. Сначала подумал, что альтруисты, убирают пляж, но когда подошёл поближе - оказалось, нет, лопатами нагребают песок в мешки, наверное во дворе хотят песочницу соорудить.



В общем, вот такой он, наш курортный Челябинск :)



ТЭЦ-3.



За пляжем бетонка, идущая вдоль берега, превращается в заросшую грунтовку, а потом и вовсе пропадает. Дальше можно пройти только по шпалам. По левую сторону от путей возникает деревенька - с десяток дворов. Ни на одной карте она не обозначена, поэтому даже не могу сказать, как называется сие поселение.



Домики здесь очень старые.





Железка делает полуразворот, пытаясь обогнуть заливчик на озере.



Проходит товарняк.





По левую сторону видны затопленные песчаные карьеры.



За ними - свалка ЖБИ.



Взору открывается залив.



Здесь тоже есть небольшой и очень уютный пляж, правда тоже сильно замусоренный.







ТЭЦ-2.



Посёлок Чуриловский Песчаный Карьер. Возник в двадцатые годы, когда здесь началась разработка песка и огнеупорных глин. Сами карьеры находятся севернее, за железной дорогой - один из них вы уже видели.









Далее я забрался на железнодорожную насыпь, чтобы обозреть окрестности с высоты.



Граница города проходит как раз по этой насыпи. Между насыпями - просторный жёлтый луг, где пасутся коровы.



Обратите внимание на арык, который уходит из-под насыпи и идёт вправо, в сторону деревьев. Это и есть канал водосброса Первого озера, о котором я рассказывал в начале. Сейчас он, естественно, не используется и здорово зарос.



Насыпь выводит к путепроводу, с которого открывается вид на озеро Второе. Второе было таким же маленьким и солёным, как и Первое, и тоже в тридцатые годы начало использоваться для промышленных сбросов. Сюда они поступают через озеро Шелюгино (на юге), как я понял, в основном от предприятий Ленинского района. За счёт промышленных сбросов уровень воды также начал сильно повышаться, весной 1950 года здесь даже затопило дома в прибрежных посёлках. Поэтому уже в 1951 эта проблема была решена, также за счет канала водосброса до реки Миасс (он находится в северной части озера).



Путепровод.





Платформа "145 км".



Карьер Песчанка. Ранее здесь добывали песок и глину, теперь это просто водоём с рекреационными функциями.



Песочек на северном берегу - платный пляж. Ещё там, говорят, действует пейнтбольный клуб, а в зимнее время - трасса для сноубордистов.



На противоположном берегу - посёлок Петровский. Основан казаками в 1829 году на почтовом тракте из Челябинска в Шадринск. В советское время - центральная усадьба совхоза "Петровский" Красноармейского района.



Рядом с ним - коттеджный посёлок Петроград.



Я к нему не подходил, поснимал с другого берега, но видно, что посёлок пока ещё не достроен. По генплану вообще вот что должно было получиться:


[источник]

На южном берегу виден террикон.



А на самом перешейке вдоль береговой линии Второго озера узкой полосой протянулся посёлок Чурилово. Но не тот новый посёлок Чурилово, образовавшийся из одноимённого разъезда, а деревня Чурилово - первоначальное казачье поселение, основанное в 1795 году.







Решил посмотреть на него поближе. Во-первых, хотелось подойти к берегу, во-вторых, рассчитывал купить водички в местном магазине. Но по первому вопросу вышел облом - вся береговая полоса занята участками, к берегу не подойти. И по второму вопросу тоже облом - магазин в деревне один, и он находится в дальшем конце, уже не хотелось возвращаться так далеко.









За горами, за долами виднеются столбы станции "Межозёрная". Туда я и отправился.



Строго говоря, это даже не станция, а остановочный пункт. Тут отстаиваются товарняки.











Информации по этой станции никакой не нашёл, но зато под руки попался вот этот ролик, запись путешествия по железке от вокзала до Межозёрной.


[источник]

Разъезд "2147 км" - буквально десяток домов. Во дворе играют детишки, мужики во дворе пьют конъячок(!), спрятавшись во дворе за бетонными плитами. Но магазина здесь тоже нет. Как люди живут - непонятно.





Дальше ничего интересного нет, железная дорога идёт до посёлка Развязка, а потом поворачивает на станцию Чурилово. По дороге в обе стороны будут СНТ - справа "Тракторосад-3", а слева - "Тракторосад-4". Поэтому я добрался до дороги и сел на проходящую маршрутку №84.



Источники:
Энциклопедия "Челябинская область", Каменный пояс, 2006
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=2114
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4950
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4520
http://kirovka.ru/enc/index.php?id=1439
http://www.kraeved74.ru/pages/article10/word/200+%EB%E5%F2
http://www.wikimapia.org/#lat=55.2181059&lon=61.5534782&z=14&l=1&m=b
http://www.108da.ru/petrograd/
http://poselki74.ru/poselki/petrograd.html

Tags: Тракторозаводский район, Чурилово, железная дорога, озеро Первое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments