ssgen (ssgen) wrote in chelchel_ru,
ssgen
ssgen
chelchel_ru

Category:

Плановый посёлок ЧТЗ

Плановых посёлков в городе чуть ли не по числу предприятий - есть они и в Ленинском, и в Металлургическом, и в Калининском районе, но, думаю, не будет преувеличением сказать, что Тракторозаводский - самый плановый из Плановых. Первые улицы появляются здесь уже в первый год строительства ЧТЗ - в 1929-м. Хронология топонимики такова: сначала посёлок Будёновка (с 1929 года), затем посёлок Нагорный (с 1936 года), затем посёлок Плановый ЧТЗ. Названия улиц, несмотря на то, что они уже частично переименованы, звучат как гимн индустриализации: Фабрично-заводская, Индустриальная, Радиаторная, Магистральная, переулки Поршневой, Гусеничный, Моторный...



Нынешняя Плановка занимает огромную территорию, которая застраивалась в течение десятилетий, поэтому по современной карте достаточно непросто разобраться, что и в каком порядке на ней появлялось. Но если посмотреть на довоенную карту, то тут уже можно выделить три выраженные области "плановой" и "неплановой" застройки.



1. Во-первых, это ровные и прямые кварталы в границах улиц Победы (ныне Южноуральская), Магистральная (ныне Танкистов), Транзитная и Промышленная (ныне Шуменская). Вероятно, этот участок Плановки и был застроен первым.

2. Во-вторых, это кварталы, протянувшиеся на северо-восток и ограниченные улицами Радиальная (ныне Завалишина), Бульварная (ныне Комарова), Катерная и Шуменская. Это была так называемая "плановая" часть посёлка. По воспоминаниям ветеранов, она характеризовалась ислкючительно ровной ("даже заборы по линеечке") застройкой и длинными прямыми улицами. Селились здесь те, кто имел средства на строительство своего дома - "куркулями" их называли те, кто не мог себе этого позволить.

3. И в-третьих, это хаотичная застройка между "плановой" частью и садом Победы. До войны тут были землянки - да и после войны, рассказывают, до самого конца семидесятых здесь стояли самые ветхие домишки и селилась "самая нищета и голь перекатная" - причём до такой степени, что вечером опасно было даже пройти по этому району. Когда в 1967 году на ЧТЗ приезжал Косыгин, ему даже показывали фотографии этого безобразия и просили пробить увеличение ассигнований на социальное строительство. Только после этого дело сдвинулось с места, и к середине семидесятых развалюхи были в основном снесёны - сейчас на их месте стоят многоэтажки проспекта Комарова.

К сегодняшнему дню многоэтажками застроена и часть "старых" кварталов планового посёлка (между улицами Шуменской и Октябрьской), зато Плановка приросла ещё несколькими участками, о которых я уже писал. Во-первых, это кварталы, застроенные в 1952 году - в границах улиц Краснофлотская, Мамина, Кулибина и Танкистов. И во-вторых, это так называемый будущий 35-й микрорайон, ограниченный улицами Бажова, Завалишина, Шуменской и Комарова. Так что А. Моисеев, как мне кажется, совершенно прав, говоря о плановых посёлках (то есть нескольких) - уже по картам их видно как минимум четыре. Хотя в какие именно годы принимались все эти планы, мне неизвестно.

На этот раз покажу кварталы между Шуменской и Танкистов. Думаю, что это и есть "первоначальная" плановка, исторически самая первая. Когда-то это был рабочий посёлок тракторного завода, но сейчас он превратился в обычный "частный сектор" - говорят, тут даже где-то на Танкистов проживает настоящий цыганский барон. Асфальтированных улиц здесь нет, а дома на улицах самые разные - древние развалюхи соседствуют с кирпичными особнячками - короче говоря, совершенно типичная картина для челябинских плановых посёлков, не слишком удалённых от центра города.

Начну от угла Транзитной и Индустриальной. Улица Индустриальная, ныне окраинная. За ней начинаются панельные бараки 97 серии.





Улица Фабрично-заводская.



Старый деревянный дом застраивается пеноблоком. Это, кстати, вовсе не исключительная ситуация - в челчеле уже мелькала фотография аналогичной конструкции. Долго думал, почему так - наверное, просто хозяину некуда съехать на время строительства; коробку построит, а потом старую постройку демонтирует изнутри.





Улица Краснофлотская.





Улица Красносельская. Слева виден тот самый "автостоян", указатель на который я уже как-то показывал. Ранее на его месте, как говорят, находился пустырь.



Какой-то из переулков.



Ещё один дом, растущий поверх старого бревенчатого.





Улица Катерная. В перспективе - панельная многоэтажка на Южноуральской.





Поршневой переулок.







Улица Танкистов (ранее Магистральная).



Улица Краснофлотская.



Надгаражное.



Коля - нынешний обитатель Плановки. Мечтает о собственном велосипеде.



Дальше по Краснофлотской.





Голубятня на окраине посёлка.





Остатки частной застройки рядом со школой №155.



В одном из дворов рабочие разбирают кирпичную печь старого дома.



Почтовый переулок уже исчез с карты города, в ДубльГИСе этот дом числится по улице Катерной.



Улица Танкистов. Несмотря на штраф, мусор всё равно сваливают.





На каждом втором доме установлена такая оптика - чтобы из дома было видно, кто стучится в ворота.







Дальше - по улице Транзитной. Засыпные развалюхи соседствуют с двухэтажными коттеджами.















Круг замкнулся - снова угол Транзитной и Индустриальной.



Источники:
Моисеев А. "Это нашей истории строки", ЮУКИ, 2007
Комаров Л.С. "Летопись Челябинского тракторного", Профиздат, 1972
"Справочник улиц города Челябинска", ЮжУралБТИ, 2007

Tags: Тракторозаводский район, улица Танкистов, улица Южноуральская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments