ssgen (ssgen) wrote in chelchel_ru,
ssgen
ssgen
chelchel_ru

Categories:

Порт

Конечно, вы знаете, что Порт - это микрорайон, ограниченный железной дорогой и улицами Барбюса и Дзержинского. Согласно официальному определению от 2002 года, он входит в зону градостроительной ценности Л-17 (КБС), хотя на самом деле даже современный Порт с КБС-ом лишь граничит, чего уж там говорить про исторические границы посёлка Порт-Артур, который занимал куда меньшую территорию. Но попробуем разобрать всё по порядку, тогда и будет видно, что из чего выросло.



История этой земли уходит корнями в конец XVIII века, во времена строительства Челябинской крепости. При переселении на Оренбургскую пограничную линию казаки Екатерининским указом получали в своё владение земли в радиусе 10-15 верст от крепости. Тогда и появились здесь первые казачьи заимки. Станичный юрт наделялся землёй из расчета 30 десятин на каждую мужскую душу войскового сословия, начиная с 17-летнего возраста. Здесь, на своей земле, и жили казаки, охраняя подходы к городу. Казачьи поселения были раскиданы по всей округе - многие из них сохранились и до сего дня, превратившись в посёлки - Першино, Шершни, Сухомесово; многие не сохранились, как, например, поселение Игуменское. Примерно в том месте, где сейчас напротив нынешнего железнодорожного вокзала проходит автодорога Меридиан, стояла на опушке берёзового леска казачья заимка Шугаевых. Тракторов и комбайнов тогда ещё не существовало, обрабатывать большие наделы было трудно, и чтобы кормиться, содержать лошадь, снаряжение и обмундирование, казакам приходилось сдавать свои земли в аренду. Поэтому со временем заимка пристраивалась и разрасталась, постепенно превратившись в Шугаевский посёлок.

В 1890 году, когда в Челябинске началось строительство Транссиба, железная дорога разделила казачьи земли, оттеснив казаков в разные стороны. Шугаевцы после этого, кстати сказать, довольно долго жили обособленно, со своим уставом и своими традициями, относились к Долгодеревенскому казачьему юрту (насчитывавшему в общей сложности 22 посёлка) и раз за разом отказывались присоединиться к городу - это произошло только в 1911 году. Но строительство железной дороги придало новый импульс развития не только большой купеческой Челябе, но и маленькой Шугаевке. На Урал устремились рабочие из центральной части России, целыми семьями ехали разорившиеся безземельные крестьяне, многие из них оседали в Челябинске. Найти жильё в городе можно было с трудом и только за баснословные деньги. Город стремительно разрастался, жилья катастрофически не хватало - за железнодорожными путями начинают строить землянки и хибары железнодорожники и приезжие всех мастей. Всего за какое-то десятилетие вокруг вокзала вырастает сразу несколько посёлков - Никольский, Колупаевка, Пригородная слобода.

В 1897 году рядом с вокзалом появляется Сибирская слобода - посёлок работников железной дороги. Занимал он территорию между железнодорожным полотном и Шугаевским посёлком, от современной улицы Пограничной до Челябинского Рабочего. На карте 1910 года Шугаевский посёлок не показан - видимо, из-за того, что к тому времени он ещё не входил в черту города. Зато показана Сибирская слобода, состоящая из восьми улиц - Станционная, Чернявская, Чумлянская, Мишкинская, Шуменская, Юргамышская, Зырянская, Курганская - эти названия даны по станциям железной дороги в направлении от Челябинска на восток. Из всех этих улиц до наших дней дожили лишь рудименты Курганской и Станционной (на ней осталось одно строение).

port-1910.jpg
[карта Челябинского общества взаимного страхования, 1910 (фрагмент)]

Первоначально, как показано на карте 1910 года, Сибирская слобода была с юга ограничена железнодорожной веткой, которая наискосок, примерно по уровню нынешней улицы Пограничной, шла к песчаному карьеру, который находился в районе нынешней улицы Барбюса. Улица Пограничная, кстати, первоначально называлась Граничной - то есть, как видите, это название указывает на разграничение двух территорий, и на самом деле никакого отношения к героям-пограничникам не имеет. Северная часть территории, где сейчас находится автодром ГИБДД, была сильно заболочена из-за протекавшей там Игуменки. За посёлком находились скотобойня и пожарное депо, дальше шумел берёзовый лесок.

На немецкой карте 1942 года (картографическая основа 1930-х годов) уже видно, что застройка сильно расширилась в восточном направлении. Показана также Шигаевка и первые кварталы КБС-а.

port-1942.jpg

За Шигаевкой начиналась так называемая Грабиловка (другая, более известная Грабиловка находилась в Колупаевке). С юга Шигаевка ограничивалась односторонним Южным бульваром, сохранившимся и до настоящего времени. На западной окраине посёлок имел ещё один бульвар - Западный, также односторонний до конца своего существования - последние дома с него были снесены между 1975 и 1989 годами при строительстве автодороги "Меридиан". С восточной стороны Шугаевский ограничивался современной улицей Барбюса.

По мере расширения в состав посёлка вошли также: заимка Вазаева, по которой получил своё название Вазаевский (Читинский) переулок, и заимка Кузнецова, по которой был назван Кузнецовский переулок, снесённый в конце XIX века. По названию заимки Шугаева была названа улица и весь посёлок.

Первые упоминания о Челябинском Порт-Артуре относятся к 1906 году. В 1905 (а точнее, 20 декабря 1904 по старому стилю, или 2 января 1905 по новому) произошло падение Порт-Артура, а посёлок был назван в годовщину этого события, то есть в начале 1906 года - об этом имеется свидетельство современников: А. М. Нечаев, как раз тогда проезжавший через Челябинск, упоминает в своих воспоминаниях знаменитый "Порт-Артур", который возник в печальную годовщину падения крепости Порт-Артура на Дальнем Востоке.

Краеведы считают "Порт-Артур" неофициальным названием. В газетах тех лет, начиная с 1907-1908 годов, фигурирует исключительно название "Порт-Артур", однако В. Весновский в своём справочнике, изданном в 1909 году, предусмотрительно указывает: посёлок Шугаевский (Порт-Артур) - 3915 жителей.

Считается, что героическое название "Порт-Артур" распространилось на Шугаевский посёлок (а позже и на Сибирскую слободу) от казаков, вернувшихся с русско-японской войны, которые принимали участие в защите крепости Порт-Артур и составляли основную часть населения посёлка. По всей России в то время устанавливали памятники, часовни, церкви в память погибших и пропавших без вести. На Южном Урале сохранилось три памятника и часовня - в Миасском, Травниках, Степном и в Юрюзани. Да и челябинский Порт-Артур - в России тоже не единственный. Есть свой Порт-Артур в Омске. Основан он в 1897 году, но название получил также после событий русско-японской войны 1905 года. В 1916 этот посёлок был включен в городскую черту, а после революции переименован в "посёлок имени Куйбышева". Порт-Артур в Новониколаевске (Новосибирске) возник в 1905 "самовольно из различного пришлого элемента населения" на выгонных городских землях, которые сдавались поселенцам в аренду по 72 рубля за десятину в год. В 1914 году часть его была уничтожена во время строительства ответвления Алтайской дороги Транссиба. Есть и ещё один посёлок Порт-Артур в Чесменском районе Челябинской области.

Во многих источниках челябинский Порт-Артур предстаёт как грязный, уголовный, бесшабашный, бандитский угол. Такую картину рисует, например, краевед Н. Перцева в своей статье "История возникновения микрорайона Порт".

В Шугаевском посёлке строили свои землянки разные мелки железнодорожные служащие - сцепщики вагонов, ламповщики, грузчики. Строительство шло бессистемно. Тёсовые избы теснили лачуги из гнилых шпа, много было землянок, обложенных хворостом. В начале века это был трущобный городок, где заблудиться и пропасть мог посторонний. Потом обитатели землянок начинали воздвигать надземные постройки. Жители занимались кустарными промыслами - сапожным, портновским, слесарным, шторным, малярным, чулочным, колбасным, кузнечным, красильным, прачечным и др.

В 1913 г. в Челябинске была построена первая электростанция (ул. Труда), но Шугаевский посёлок не совещался. В 1912 г. в центре города стал работать водопровод. В Шугаевском посёлке не было источников хорошей питьевой воды. Жители обходились колодцами. Улицы посёлка не мостились О тяжёлом труде рабочих на сортировочной площадке вокзала узнаем из материалов газет начала XX в. Так, 17 весовщиков и 100-150 грузчиков за месяц разгружают 4 тыс. вагонов. Работают с 8 часов утра до 11 ночи без воскресных и праздничных дней.

Быт и нравы жителей посёлка соответствуют жизни бедных жителей городских окраин. В обычае наших предков были посиделки-завалинки, плясали кадриль и польку. Дети играли в "верёвочку", "дуб" и "кости". В хозяйстве деньги пересылались в конвертах. Посёлок пользовался худой славой. Здесь скрывалось немало преступных людей. Воровство и убийства были заурядной вещью. Нечаев А. М. так характеризует нравы жителей посёлка: "С развитием и обогащением города отбросы общества из Порт-Артура беззастенчиво орудуют на городском шоссе и окраинах". Привокзальная часть находится в ведении околоточного надзирателя в распоряжении которого состоит урядник и двенадцать полицейских-городовых, что явно недостаточно для такой территории.


А вот ещё одна выдержка из воспоминаний А. М. Нечаева, опубликованных в "Историческом вестнике" в июле 1909 года.

Поселок этот представляет собою обширную площадь, застроенную в высшей степени бессистемно самыми разнообразными постройками, начиная от тесовых изб с палисадниками и кончая лачугами, сложенными из гнилых железнодорожных шпал. Нередки здесь и землянки, вырытые прямо в земле и обложенные хворостом.

Худой славой пользуется этот поселок, скрывая в своих закоулках немало преступных людей, пьяных забулдыг и даже беглых каторжан. Вообще с общим развитием и обогащением города отбросы общества из «Порт-Артура» беззастенчиво орудуют на городском шоссе и на окраинах, как только спускаются над городом сумерки. Воровство и убийства здесь вещь заурядная, в особенности с тех пор, как Челябинск стал местом уголовной административной ссылки. В газетах постоянно писали о том, что в городе не проходит дня без преступления. Кражи, грабежи и разбойничьи нападения дошли до чудовищных размеров. Совершив разбой, преступники почти всегда скрываются, даже днем. А ночью невозможно появиться на улице, не рискуя быть ограбленным или убитым.


Один из старейших Челябинских краеведов Ф.И.Горбунов и вовсе живописует жуткую криминальную клоаку.

В 1904 г., когда началась Японская война, через Челябинск двинулись на Дальний Восток войска, а за ними вооружение, обмундирование, боевые и продовольственные припасы. Гонка была страшная. Суматоха невообразимая. Следить за правильным ходом работы станции было невозможно. Пользуясь этим, железнодорожные хищники стали бессовестно расхищать грузы. Грузы терялись не только небольшими частями, но и целыми вагонами.

Зачастую намеренно устраивались крушения поездов, где разбивались вагоны с грузом, которые расхищались. Под руководством железнодорожных хищников в лице машинистов, кондукторов и других обслуживающих поезда лиц организовались из разного сброда банды, которые, как хищные акулы за кораблем, следили за поездами и растаскивали все что только было можно. Тащили амуницию, продукты питания, тащили лесоматериалы всех видов, растаскивали новые и старые шпалы, дрова, уголь. Вся эта свора для удобства осела по другую сторону железнодорожных путей от вокзала, ближе к товарной конторе.

Место было выбрано очень удачно. Подальше от начальствующего глаза, поближе к грузам. Там из похищенных лесоматериалов эти хищники начали строить себе жилища. Преимущественно там селились самые оголтелые хищники-головорезы. Устраивали там воровские притоны, укрывая там и сбывая оттуда награбленное добро. Люди работали организованно. Накрыть их, уличить в краже было очень трудно. Полиция не всегда решалась туда пойти, встречая там основательный отпор. Люди жили там бесконтрольно, огородившись своей воровской бесшабашностью, как в маленькой неприступной крепости, в царстве бескультурья, пьянства, разврата, грязи и преступности.

Так образовался новый поселок, который по своему образу жизни и в духе того времени и получил название «Порт-Артур». Впоследствии поселок значительно разросся. Дикие, буйные нравы его поуспокоились, но вполне не изжились и до настоящего времени, когда он уже вошел в черту города. И в настоящее время эта окраина города считается самой неспокойной, низкокультурной, воровской. И по настоящее время Порт-Артур не благоустроен, тонет в грязи и антисанитарии, хотя там теперь имеется клуб, кино, школы и другие культурные учреждения.


На самом деле, думаю, авторы слегка перегибают палку. В действительности, возможно (и даже скорее всего), всё описанное хоть и имело место, но в целом жители Порт-Артура мало отличались от жителей аналогичных трущоб на любой другой рабочей окраине - в той же Колупаевке или Кирсараях. Да, улицы были грязными, немощеными и плохо освещёнными, отсутствовали водопровод и ночная охрана, но вместе с тем в посёлке действовали школы, магазины, церковь, на домах имелись доски с названиями улиц - решение об их установке было принято ещё в 1857 году.

Вознесенская кладбищенская церковь построена в 1916. Была приписана к станционной Рождественско-Богородической. В 1923 закрыта и приспособлена "путем капитального переоборудования для культурно-просветительных нужд". Известно, что в дальнейшем эта деревянная церковь была переоборудована под школу и простояла по меньшей мере до 1960-х годов, однако никаких её фотографий мне найти не удалось.

Или возьмём школы. Долгое время их в Порт-Артуре вообще не было - ближайшие казачьи войсковые школы находились в Никольском, Фатеевке и Сухомесово. Однако в начале XX века ситуация кардинальным образом меняется.

1) В 1908 году в Порт-Артуре на улице Смолинской открылась частная школа грамоты и письма, учителем в которой был Пензин.
2) Осенью 1908 года открылось 3-е смешанное низшее начальное училище. Плата за обучение в нём составляла 3 рубля в год.
3) В сентябре 1909 года в поселке создана церковно-приходская смешанная школа (вероятно, при приходе Вознесенской церкви). В ней обучались совместно мальчики и девочки. О здании этой школы информации нет, известно только, что она располагалась вблизи кладбища. Все челябинские церковно-приходские школы были одноклассными с трехлетним курсом обучения. В 1915-1916 учебном году в порт-артурской школе обучалось 156 человек. Впоследствии она была преобразована в 111 женское начальное училище.
4) В 1911 году была учреждена женская рукодельная школа. Поначалу она размещалась в Порт-Артуре, а затем для нее было куплено здание в Никольском поселке. Преподавали в этой школе священнослужители. Школа могла вместить в себя от 30 до 35 учащихся. Кроме основных наук, ученицам преподавали шитье, кройку и изящное рукоделие. После революции эта школа закрылась.
5) Кроме того, в посёлке работала воскресная приходская школа Оренбургской епархии. Она находилась недалеко от железнодорожного вокзала. Инициатором её создания был священник Д.Г.Сперанский. Занятия начались 7 октября 1912 года, а закончились 31 марта 1913. За это время количество учеников сократилось вдвое - со 107 до 48.
6) По данным Н.М.Чернавского, в сентябре 1916 года в посёлке Порт-Артур было открыто смешанное 2-классное училище железнодорожного ведомства.

В состав города Порт-Артур вошёл с 1911 года, а Сибирская слобода - ещё с 1907.

11 декабря 1924 года секция городского хозяйства и финансов предлагает Челябинскому горсовету переименовать посёлок Шигаевский в "рабочий посёлок имени тов. Лепешкова" [Леонтий Романович Лепешков - кузнец депо станции Челябинск. Красногвардеец, принимал участие в борьбе с казачьим восстанием атамана Дутова. После занятия города колчаковцами ушел в подполье. В 1919 году был арестован и расстрелян]. Однако населению, как водится, все эти нововведения были до лампочки, поэтому неофициальное название "Порт" так и закрепилось, сохранившись до настоящего времени. Но все старинные названия улиц в исторической части посёлка к 1926 году всё же были переименованы. Улицы бывшей Сибирской слободы названы именами революционеров-железнодорожников - Касьянова, Лепешкова, Пивкина, Орешкина. Долгое время посёлок являлся составной частью Железнодорожного посёлка в составе Ленинского, затем Железнодорожного, а затем снова Ленинского района.

Не могу поручиться, что на этой фотографии именно Порт-Артур, по крайней мере, очень похоже - старожилы подтверждают.

7[1].jpg
[источник: "Вечерний Челябинск", 6.08.2010]

Из таких домишек и состоял Порт-Артур - деревянных и кособоких. Широкая дорога тут была всего одна - Пограничная - от неё расходились узкие и короткие, в несколько домов, улочки. Дома имели нумерацию по улицам, а не сквозную по всему посёлку, как, например, в Кирсараях.

Ещё в начале восьмидесятых здесь был цельный массив частной застройки - это видно, например, на карте 1984 года.

DSC_2817.JPG
[карта "Союзмаркштрест", 1984 (фрагмент)]

Многоэтажками Порт застраивался относительно недавно - в восьмидесятые-девяностые, последние ветхие дома были снесены в конце 1990-х. Надежда Александровна Редько, заведующая библиотекой №12 "Порт", которая уже более двух лет занимается историей Порт-Артура, говорит, что из старых домов не осталось ни одного. Но я нашёл один - он притулился у "Меридиана", в гуще многочисленных построек за территорией ГИБДД - по адресу Луценко, 1 - теперь это здание занимает ветлечебница Ленинского района. По виду дом настолько типично дореволюционный, что у меня нет сомнений на этот счёт, хотя никаких более веских подтверждений, конечно, привести не могу.



В заключение предлагаю немного пройтись по бывшей территории героического Порт-Артура. Теперь тут многоэтажные дома, благоустроенные и чистые дворы, и уже почти ничто не напоминает о трущобах и бандитских притонах.



Мини-рынок "Порт-Артур".



Улица Пограничная. По обе стороны - многоэтажки.











Школа №99.



Улица Барбюса, отделяющая Порт от КБС-а.



Торговй дом Черкизовский.







Почему именно "ипподром", выяснить не удалось. Может быть, ещё один забытый топоним?



Библиотека №12 "Порт".



Росгосстрах (Харлова, 11).



Чистые дворы, листья собраны в кучки.



Улица Игуменка, продолжение Гражданской.



Три следующих кадра - прогулка вдоль "Меридиана".



Рекламная конструкция автосервиса.



Справа - автодром ГИБДД.



Межшкольный учебный комбинат (Харлова, 10).



ГИБДД.



Новостройка на Тухачевского.













Источники:
Н.А.Редько "Ленинский район: путешествие в историю"
Н.Перцева "История возникновения микрорайона "Порт"
В.А.Весновский "Весь Челябинск и его окрестности", 1909
С.Лоскутов "Ворота в сибирь"
И.Я.Шуклина "Из истории Южноуральской железной дороги" // "Челябинск неизвестный", выпуск 2
М.И.Сляднев, Т.А.Чумаченко "Христианские религиозные организации и группы" // "Исторические чтения", выпуск 7-8
А.М.Нечаев "Челябинские впечатления" // "Дореволюционный Челябинск в слове современников"
А. Моисеев "Память Челябинских улиц"
"История Челябинска и его окрестностей"
Материалы мастерской В.В.Поздеева
http://ru.wikipedia.org/wiki/Порт-Артур_(микрорайон_Челябинска)
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=470
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=2855
http://duc74.edusite.ru/p11aa1.html
http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=2073&n=1
http://www.an74.ru/articles.html?uid=26
http://www.dgr.su/t90558-5.html
http://raritet-chel.ucoz.ru/publ/proekty/marina_roshha_goroda_cheljabinska/2-1-0-12
http://www.suvenirograd.ru/impressions.php?id=42&lang=1
http://www.urbibl.ru/Stat/Goroda_sela/listven_na_pr_lenina.htm
http://www.up74.ru/rubricks/doroga_v_istoriju/2008/oktjabr/uralskij_port-artur/
http://zdr-gazeta.ru/index.php?newsid=40440
http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=18557
http://chel.kp.ru/daily/24270/465884/
http://unilib.chel.su:81/el_izdan/kalend2006/chel.htm
Tags: Ленинский район, улица Барбюса, улица Пограничная, улица Тухачевского, улица Харлова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →