ssgen (ssgen) wrote in chelchel_ru,
ssgen
ssgen
chelchel_ru

Categories:

Мукомольный завод "Победа" (Свердловский тракт, 1)

Мукомольный завод "Победа" вырос из мельницы, построенной торговым домом "Братья степановы" (я уже про них как-то рассказывал).



Выбранное место между станицей Першино и деревней Казанцево оказалось важной точкой пересечения дорог. В 1894 году на берегу реки Миасс был заложен фундамент мельницы, а уже в октябре появились корпуса машинного и турбинного отделений, зерновой амбар, гидротехнические сооружения, жилье для специалистов. В феврале 1897 года мельница была освящена губернским епископом и пущена в работу. Мукомольное предприятие купцов Степановых было для тогдашней России высокотехнологичным: оборудование фирмы "Эрленгер" позволяло перерабатывать до 75 тонн зерна в сутки, выпускать муку шести сортов. Но самым гениальным оказался выбор места для завода: перевозка зерна и муки баржами была за пуд на 2 копейки дешевле, чем другими видами транспорта - гужевым и железнодорожным, производство Степановых развивалось вне конкуренции...

Это была самая мощная мельница в Челябинске. Рядом с ней вырос посёлок Мельничный тупик (позже вошёл в состав посёлка Миасский) - назван так по железнодорожному тупику (отводу), подходившему к мельнице. В 1919 году, когда станица Першино пять раз переходила из рук в руки, мельница была частично разрушена, и восстановлена только к 1923 году.

С началом 30-х годов на коллектив мельницы обрушилась лавина трудных проблем. Поспешная коллективизация привела к упадку сельского хозяйства. Строжайшая экономия зерна стала лозунгом дня. Было решено ради экономии перевести мельницу с сортового помола на обойный, и тем увеличить процент выхода муки из зерна. Но если эту проблему, хоть и с трудом, можно было решить, то проблема дефицита кадров кричала во весь голос. Росшие в Челябинске, как грибы после дождя, заводы переманивали с мельницы и грузчиков, и конюхов, и слесарей. Только полная механизация могла снизить потребность в рабочей силе. Побывавшая в США группа советских специалистов во главе с профессором Левинсоном разработала принципы переноса американского опыта на отечественные мельницы, в частности на уральские. Масштабную реконструкцию мельницы прервала 22 июня начавшаяся война.

Название "Победа" мельзавод получил в 1945 году.

В семидесятые и начале восьмидесятых производство стагнирует, а в 1986 и вообще останавливается по причине ветхости строений. В 1987 году новый директор начинает модернизацию. В дореволюционном здании все деревянные конструкции заменены заменены железобетонными, надстроено ещё два этажа, причём в том же стиле, стараясь сохранить здание как памятник архитектуры. Далее, в 1993 предприятие проходит приватизацию. Все девяностые и нулевые ему удается достаточно стабильно работать, но в настоящее время работа временно остановлена, а судьба предприятия решается в судах. А те старые кирпичные постройки, что заложены были ещё в позапрошлом веке, пережили революции и войны, но целы до сих пор.























Эта труба была примерно наполовину разрушена.














Источники:
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=2231
http://www.melzavodpobeda.ru/History.htm
http://inf.susu.ac.ru/~as/cgi-bin/t10a.cgi?100046
http://www.chelmagazine.ru/viewart.php?id=418
http://chel.ru/lider/9284.html
Tags: Свердловский тракт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments