Tatyana Samorodskih (rezeda2000) wrote in chelchel_ru,
Tatyana Samorodskih
rezeda2000
chelchel_ru

Зачем диспетчеру педали?



СВИДЕТЕЛЬСТВО
№ 6123/3310 от 05 августа 1896 г.
         Выдано сiе, за надлежащимъ подписомъ и приложенiемъ казенной печати, помощнику машиниста II-го класса Западно-Сибирской желѢзной дороги, Евгенiю К у д р я в ц е в у въ томъ, что онъ будучи 21-го Iюля 1895-го года испытанъ пробною Ѣздою на паровозѢ серiи Т. № 108, [завода Балдвина въ Филадельфiи] съ поѢздом № 21, въ составѢ 40 груженыхъ осей, обнаружилъ вполнѢ удовлетворительную степень знанiя въ управленiи паровозомъ, почему въ силу акта, отъ 25-го Iюля 1896-го года, составленнаго Начальникомъ депо «Челябинскъ» Г. А с с ъ и «Курганъ» Инженеръ-Технологомъ Г. Р ы т ч е н к о в ы м ъ, при участiи Ревизора Движенiя Г. В а с и л ь е в а, признанъ имѢющимъ право на самостоятельное управленiе паровозомъ.
Начальникъ Работъ, Инженеръ                                                       Подпись
ЗавѢдывающiй Эксплоатацiей, Инженеръ                                     Подпись
ЗавѢдывающiй службою Тяги, Инженеръ-технологъ                   Подпись




У д о с т о в Ѣ р е н I е
№ 1915 от 28 марта 1898 г.
               Предъявитель сего личный Почетный Гражданинъ Евгенiй Ивановъ Кудрявцевъ служилъ на Западно-Сибирской желѢзной дорогѢ съ 10 Августа 1894 года по 15 Марта 1898 года и въ теченiи этого времени занималъ должности: помощника машиниста, машиниста III класса и машиниста II класса съ окладомъ содержанiя по послѢдней должности пятьсотъ сорокъ рублей въ годъ.
                Во свидѢтельство чего и дано ему Г. Кудрявцеву настоящее удостовѢеренiе по его личной просьбѢ.

Начальникъ Службы Подвижнаго Состава и Тяги,
Инженеръ-Технологъ                                                                       Подпись
ДѢлопроизводитель Службы Подвижнаго Состава
и Тяги                                                                                                 Подпись



Кто такой Евгений Иванович Кудрявцев? Это мой прадед. Удостоверение и свидетельство, выданные ему управлением Западно-Сибирской железной дороги, чудом сохранились в семейном архиве.







Если учесть, что первый поезд прибыл в Челябинск 25 октября 1892 г., то  получается, что мой прадед приобщился к великому делу в период его становления. Можно сказать, что у моей семьи с железной дорогой – давняя связь 😊

Я тоже люблю железнодорожные путешествия. Если есть выбор между самолётом и поездом, я выберу поезд. Мне нравится наблюдать за пролетающими мимо деревеньками, городками, выходить на станциях, чувствовать уют этого временного дома на колёсах, когда за окном идёт дождь, а ты лежишь на полке и читаешь интересную книгу…




Сейчас я живу недалеко от вокзала, и по ночам хорошо слышны свистки электровозов…

В общем, железная дорога всегда с нами. Это целый мир, сложный и надёжный, объединяющий территории, пульсирующий 24 часа в сутки 7 дней в неделю…

Под таким девизом и проходил первый блог-тур, организованный пресс-службой ЮУЖД в честь 15-летия образования ОАО «РЖД».





Первый пункт назначения – диспетчерский центр управления перевозками (ДЦУП), открытый сравнительно недавно – в 2009 году – на ул. Свободы.

Надо сказать, что эти улицы – Свободы, Цвиллинга, Российская – по мере приближения к Привокзальной площади приобретают всё более «железнодорожный» характер. Широко раскинула свои владения железнодорожная империя, и объекты, находящиеся на этих улицах, напоминают о её прошлом и настоящем.

Улица Цвиллинга:

• дорожная клиническая больница и поликлиника ОАО «РЖД»;

• Дворец культуры железнодорожников;

• паровоз «Коммунар»;



• Челябинский институт путей сообщения;

• центр продажи услуг и Челябинский информационно-вычислительный центр ОАО «РЖД»;

• научно-техническая библиотека ЮУЖД;

• Челябинский филиал учебно-методического центра по образованию на железнодорожном транспорте с установленным рядом памятником-паровозом Черепановых – главным символом развития российских железных дорог;

• стадион «Локомотив» (хоть и не по ул. Цвиллинга, но так называется остановка трамвая);

• бывшая Площадь Восставших – место, где ныне находится ресторан “Galleria Venezia”, а в советское время располагался кинотеатр «30 лет ВЛКСМ». На этой площади в 1917-1920 г.г. проводились собрания и митинги рабочих железнодорожного узла, формировались боевые отряды Красной Гвардии;



Улица Свободы:

• дорожная стоматология ОАО «РЖД»;

• дорожная научно-техническая библиотека;

• памятник революционерам-железнодорожникам «На новый путь»;

• центр оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики ЮУЖД;

• ООО «Железнодорожная торговая компания», располагающаяся тоже, как я подозреваю, в старинном здании;
• Южно-Уральское линейное управление МВД России на транспорте. Расположен в здании бывшего двухклассного мужского железнодорожного училища – объекте культурного наследия регионального значения;






Улица Российская вообще граничит с локомотивным депо, в котором просто россыпь исторических объектов:



• памятник «Паровоз С-157-24» - аналог паровоза, который впервые прибыл в Челябинск 4 ноября 1892 г.;

• здание локомотивного депо, построенное в 1892 г. Железнодорожники были активной революционной силой, уже в 1903 г. здесь возник подпольный кружок РСДРП, в 1905 г. была создана боевая дружина и общегородской стачечный комитет, а в 1917 г. здесь хранилось оружие и находился штаб Красной Гвардии;

• памятное место, где в 1905 г. проходили собрания и митинги рабочих-железнодорожников;

• здание сборочного цеха пассажирского вагонного депо, где в 1917-1920 г.г. размещался штаб Красной Гвардии железнодорожного узла;

• памятники железнодорожникам вагонного и локомотивного депо ст. Челябинск, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Напротив входа в депо – Совет ветеранов и музей истории эксплуатационного локомотивного депо ст. Челябинск,

дальше – общежитие и учебный центр профессиональной квалификации.

Моё любимое здание – ул. Свободы, 185 – выявленный объект культурного наследия. С 1908 г. использовалось в качестве дежурных комнат паровозных бригад. Построено, предположительно, в 1890-х годах, то есть является ровесником железной дороги в Челябинске! Жаль, что находится в плачевном состоянии, надеюсь, отреставрируют и найдут ему достойное применение.




Много интересного скрывается и во дворах, например, остатки улицы Привокзальной, на которой красуется старинная водонапорная башня.



Старинные дома, в которых до сих пор живут люди




Старый переходной мост.


Да и само здание ДЦУП построено на историческом месте, где находился железнодорожный клуб – первый рабочий клуб в России, открытый в 1903 (по другим источникам – в 1902 г.) году. Конечно, и его не обошла революционная судьба: в 1905-1907 г.г. в нём находился городской стачечный комитет.


Клуб полюбился горожанам тем, что каждый мог найти здесь себе занятие по душе. В клубе имелись помещения для просмотра кино, игры в бильярд, карты, небольшое фойе. По воспоминаниям современников, он был рассчитан на 400 человек.

Здесь выступали как челябинские любительские коллективы, так и гастролёры. Среди известных – Вера Комиссаржевская.

После революции при клубе были организованы различные кружки и секции, здесь стали проводиться профсоюзные и партийные собрания и конференции.

В 1959 году был построен Дворец культуры железнодорожников, и надобность в старом клубе отпала.

Я ещё помню это здание, торцом выдающееся за основную линию построек. Мне оно запомнилось мрачным и приземистым, но всё равно жаль, что его снесли.


Как видите, история у этих мест давняя, уже больше ста лет некоторым объектам. Железная дорога – предприятие серьёзное, требующее такой же серьёзной, обширной территории 😊 Но время не стоит на месте, всё настойчивее вторгаются в нашу жизнь цифровые технологии, и с тем, как они встраиваются в работу специалистов железнодорожного транспорта, нас и пригласили познакомиться.

Нам предстояло посетить два объекта – диспетчерский центр управления перевозками (ДЦУП) и станцию Челябинск-Главный.

Железная дорогая – крупнейший перевозчик пассажиров и грузов. Как правильно организовать доставку грузов в пункт назначения, соблюдая технику безопасности, договорённости с заказчиком, сохранность груза, как выбрать оптимальный маршрут – непростая задача для специалистов железнодорожного транспорта.
В настоящее время незаменимыми помощниками в организации этого процесса являются различные «умные системы».

Прежде всего, само здание ДЦУП, похожее на океанский лайнер, оснащено по последнему слову техники: в нём установлены инженерные системы, автоматически обеспечивающие помещения водоснабжением, вентиляцией и кондиционированием, отоплением и освещением, проложены собственные локальные вычислительные сети и оперативно-технологическая связь, помещения оборудованы системами безопасности, в том числе системами контроля доступа, защитой от пожара и молний.

Инженерные системы работают по принципу «умного дома»: режим их функционирования зависит от температурных условий, что позволяет не растрачивать ресурсы понапрасну.

В наружной отделке здания применены современные материалы: закаленное тонированное стекло, натуральный гранит.

Для работников созданы комфортные условия: столовая, медпункт, спортивно-оздоровительный комплекс.

Мы поднимаемся на девятый этаж. Под нами – улица Свободы. Прямо по курсу – историческое здание под номером 175 – бывшее мужское железнодорожное училище, построенное в 1898 году – объект культурного наследия регионального значения.



Заходим, осматриваемся



В этом помещении – рабочее место старшего диспетчера. У него очень важная работа, нас просят не отвлекать его.



Здесь же, видимо, проводятся какие-то совещания:



Ну а внизу, за стеклом – диспетчерский зал высотой 4,5 метра. Похоже на центр управления полётами.



Здесь работают лучшие из лучших, прошедшие несколько собеседований диспетчеры. Об этом нам рассказал заместитель начальника ДЦУП Денис Захарчук.



Огромное табло позволяет каждому диспетчеру в режиме реального времени оценивать ситуацию на дороге. Мы можем представить, насколько напряжённая эта работа, по словам Дениса Захарчука, кандидаты на данные позиции проходят, в том числе, и тестирование на психологическую подготовку: умение действовать в нестандартных ситуациях.



Мы слушаем, задаём вопросы



Меня интересует продолжительность рабочей смены, и я очень удивилась, узнав, что она длится 12 часов. По себе знаю, насколько тяжела сидячая работа, а тут ещё и такая напряжённость и ответственность.

Чтобы ничего не отвлекало от работы, стены диспетчерского зала облицованы шумопоглощающими материалами, под потолком размещены шумоулавливающие экраны, материалы, из которых сделан пол, поглощают акустические и виброколебания.



Следующий объект – станция Челябинск-Главный. До неё нужно добираться на автобусе.

Мы готовимся, надеваем специальные жилеты…





Несколько минут в пути – и вот наш «блогерский десант» высаживается на территории чётной сортировочной системы станции Челябинск-Главный.



Здесь я порадовалась, что нам выдали кепки – погода сегодня очень жаркая, а местность открытая, спрятаться негде 😊



На станции нашим проводником был главный инженер станции Дмитрий Алякин:

Дмитрий, буквально, зажёг своим рассказом слушателей: азарт, вовлечённость и увлечённость, позитивное отношение к жизни и работе, знание новейших технологий – всё это произвело на меня очень приятное впечатление. Спасибо, Дмитрий, за ваш увлекательный рассказ!



Пейзажи похожи на инопланетные,



везде – галька, но сопровождающие сказали нам, что так положено, специально, чтобы трава не росла.



По специальному проходу идём мимо центрального поста сортировочной горки.



Около него всё же нашёлся зелёный уголок с беседкой и вот таким забавным медведем:



Интересный материал! Похоже, это прокладки, которые помещались между рельсом и деревянными шпалами. Сейчас шпалы железобетонные, и эти детали не нужны. Но зачем добру пропадать! 😊



Вот в этом стеклянном эркере расположены рабочие места диспетчеров, контролирующих работу горки.



Но мы пока проходим мимо. Дмитрий ведёт нас к маневровому тепловозу, на котором трое добровольцев поедут посмотреть, как происходит роспуск вагонов.



Справа – тоннель. Дмитрий объясняет, это для того, чтобы не сдерживать роспуск вагонов.





Челябинск-Главный – уникальная сортировочная станция, на которой формируется более 100 поездов в сутки, одна из важнейших станций Транссибирской магистрали. Она имеет чётную, нечётную и пассажирскую системы.



Территориально станции некуда расширяться, так как она со временем оказалась в центре города, а развиваться необходимо, так как к 2025 году прогнозируется рост объёмов погрузки на 15%. Поэтому развитие происходит за счёт применения инновационных технологий, автоматизации и цифровизации.



Станция Челябинск-Главный – одна из лучших на сети дорог, здесь в 2017 году проходило сетевое совещание «Техническое и технологическое развитие железнодорожных станций как ключевого элемента перевозочного процесса».



Редко когда состав в неизменном виде доходит от станции отправления до станции назначения. Вагоны отцепляют, прицепляют к другим составам, и происходит это на сортировочных горках. На станции Челябинск-Главный их две – чётная и нечётная.

Составы накапливаются в парке прибытия, а затем распускаются с сортировочной горки по разным путям. Происходит это при помощи специальных устройств – стрелок и замедлителей. В Челябинске их работа автоматизирована.

То, что я приняла за видеокамеры, на самом деле – часть умной системы.

На горбу сортировочной горки находится весомер, взвешивающий каждый вагон, а также датчики счёта осей, которые определяют расстояния между осями для дальнейшего управления вагонами.

Скорость движения отцепов (группы вагонов, отцепляемых от состава) также регулируется автоматически, с помощью датчиков скорости и специальных замедлителей.



Раньше скорость регулировалась вручную при помощи специальных башмаков.



Вагон продолжал двигаться, замедляясь, башмак в определённом месте сваливался с рельсов (опять же, при помощи специального устройства), специальный рабочий эти башмаки собирал и возвращал туда, где они опять употреблялись в дело.

Устройство для сбрасывания башмака с рельса


С автоматизацией данного процесса появилась возможность избавиться от ручного труда и оптимизировать численность работников.

Все данные с датчиков, находящихся на путях, поступают в автоматизированную систему. За движением вагонов следит диспетчер, находящийся за пультом управления. При необходимости он может вмешаться и скорректировать процесс.

В результате внедрения таких технологий количество работников сократилось в три раза.

Маневровый тепловоз забирает троих смельчаков, а Дмитрий продолжает рассказ о нововведениях на станции





В структуре ОАО «РЖД» существует научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте АО «НИИАС», специалисты которого разработали комплексную систему автоматизированного управления сортировочным процессом (КСАУ СП). Она позволяет производить роспуск составов без участия человека.



На станции Челябинск-Главный работает ещё одна «умная» система – маневровая автоматическая локомотивная сигнализация (МАЛС), также не имеющая зарубежных аналогов. Она обеспечивает манёвры и роспуск составов без участия человека. При этом перемещение маневровых локомотивов отражается на цифровой модели станции с помощью спутниковой навигации.



Мы отправляемся в учебный класс на тренажёр по управлению сортировочным процессом




Здесь воссоздана обстановка рабочего места диспетчера, на мониторах отражается движение вагонов.



Обучаемые управляют движением маневровых единиц в парках сортировочной станции, при этом отрабатываются навыки работы по управлению в нормальных и нестандартных ситуациях.




Я рискнула поучаствовать в эксперименте 😊




Изучаем сортировочные листы – специальные документы, в которых описан порядок расформирования конкретного железнодорожного состава.




Конечно, так, с первого раза, всё непонятно и страшно. Но чувствую, интересно было бы попробовать …




Когда-то давно я мечтала работать диспетчером службы движения трамвайно-троллейбусного управления. Мне представлялось, что это очень здорово – повелевать движением транспорта во всём городе 😊

Но железная дорога, конечно, покруче будет.

После учебного класса спускаемся к настоящим диспетчерам в тот самый стеклянный эркер.




Есть произведение Н.Ф. Григорьева «Полтора разговора. Рассказ диспетчера» 1935 г. Кому интересно, почитайте. Вот как описывает работу диспетчера тех лет автор:

«На то и сидит диспетчер за своим столом, чтобы прокладывать каждому поезду путь.

Лист разграфленной бумаги да карандаш - вот и все, что нужно диспетчеру. Еще ему нужно, чтобы кругом тишина была. Дверь плотно закрыта, и форточка тоже - чтобы ни свистка, ни гудка, ни крика.

Я так даже и штору у себя на окне опускаю - чтобы перед глазами поезда не мелькали. Сяду за свой стол, разложу лист бумаги в клеточку - по-нашему, график, - отточу карандаш поострее и начинаю управлять поездами».

Далеко вперёд ушла наука под руку с техникой 😊 У нынешних диспетчеров на рабочем месте – сплошная компьютеризация




Работают всего два человека здесь и двое на горке. Как рассказал Дмитрий, раньше на этом участке работало тринадцать человек.



Применение МАЛС и КСАУ СП позволило без участия локомотивной бригады распускать вагоны параллельно. Такой роспуск нам и продемонстрировали.



Челябинск-Главный – единственная станция в стране, где сразу на двух сортировочных системах – чётной и нечётной – применяется параллельный роспуск.

Ещё одна новинка – вместо бумажных сортировочных листков рабочие места операторов снабжены планшетами, на которые в режиме реального времени поступает вся необходимая информация.



Диспетчеры работают не только головой и руками, но и …ногами. Для управления режимом переговоров при работе с оборудованием оперативно-технологической связи используются педали:



В помещении хорошо, прохладно. Наверное, работать в таких условиях приятно.



Проходим дальше – в кабинет старшего диспетчера (если я путаю должности, прошу простить, очень много новой информации, легко запутаться). Этот человек занимает очень ответственную должность, он руководит всей системой сортировки в оперативном порядке.



И опять я удивляюсь, как можно выдерживать такое напряжение в течение двенадцатичасовой смены!

Вот такая она – наша станция Челябинск-Главный! В 2018 году она вошла в проект ОАО «РЖД» «Цифровая станция».



Впереди – новые усовершенствования:

• появление «беспилотных» локомотивов;
• «интеллектуальные пульты» на рабочих местах дежурных по сортировочной горке.

Всё это позволит повысить эффективность и безопасность работ, система сама по инвентарным номерам вагонов будет отслеживать их передвижения по станции.

На этом наша экскурсия заканчивается, хотелось бы ещё побывать там, где работают с пассажирскими поездами.



В интервью телеканалам ВГТРК и РЖД-ТВ меня спросили о впечатлениях от нынешней экскурсии. Я считаю, что железная дорогая – это целый мир, и это здорово, когда ты чувствуешь себя частицей этого мира, чувствуешь свою принадлежность к огромному коллективу.


Ссылка на материал: https://youtu.be/mQBEC9Eds30?t=390

Ссылка на материал: https://www.youtube.com/watch?v=GugaxK1GMlo

Такие мероприятия, как наш блог-тур, безусловно, нужны и интересны. Неизбитые формы работы всегда привлекают. Например, в марте прошлого года мы побывали в поезде-музее, где экспозиции рассказывают о прошлом, настоящем и будущем железных дорог.

















Ещё раз спасибо ЮУЖД, ждём новых приглашений! 😊
Tags: 2018 год, Ленинский район, Советский район, железная дорога, улица Российская, улица Свободы, улица Цвиллинга, экскурсия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments