is000 (is000) wrote in chelchel_ru,
is000
is000
chelchel_ru

Category:

Органный зал. Перезагрузка





Первые 26 лет своего существования челябинский орган провел в бывшем (а сейчас вновь действующем) храме Александра Невского на Алом поле. Подробнее об истории здания и органа можно почитать здесь и здесь.

В апреле 2010 года Михаил Юревич (тогда только что ставший губернатором области) озвучил решение о передаче здания РПЦ и выселении оттуда органа. После протестов общественности и высказываний специалистов, власти не стали убирать орган сразу и начали подбирать новое здание для органного зала. В итоге выбор пал на кинотеатр Родина, построенный в 1950 году и находящийся на тот момент в аварийном состоянии, с трещинами в стенах и частично обрушенными перекрытиями. Весной 2011 года началась капитальная реконструкция здания, в ходе которой, в числе прочего, пришлось поднимать потолок в зале на семь метров - это диктовалось требованиями акустики. Что интересно, первый органный зал тоже восстанавливали из руин.


Внешний вид кинотеатра Родина в начале апреля 2011 года.



Дальнейший ход событий вкратце таков.
27 ноября 2013 года органный зал был скоропостижно закрыт. По словам хранителя органа Владимира Хомякова, он сам узнал об этом лишь накануне, причем от вахтера. Концерты были отменены, а само здание официально передано церкви.

10 декабря приехавшие из Германии специалисты фирмы-производителя "Германн Ойле" начали демонтаж органа. При том, что по ранее согласованному графику демонтаж должны были начать в мае 2014 года.

С 28 по 30 января 2014 года орган был перевезен в новое здание. Хотя как раз в это время стояли сильные морозы, а в "Германн Ойле" вообще рекомендовали перенос в теплое время года. Правда, процесс перевозки выполнили быстро и машина имела подогрев кузова, так что обошлось без последствий. Поскольку новый зал к тому времени еще не был готов к монтажу, орган в ящиках складировали в фойе - температура в заднии была уже подходящая.

17 июня 2014 года специалисты из "Германн Ойле" начали монтаж органа в новом зале.

18 августа монтаж был завершен и начался процесс интонировки (настройки). Главная люстра из старого зала (которая помимо освещения выполняет еще и коррекцию акустики помещения) через несколько дней также была смонтирована в новом зале.

18-19 сентября интонировка была закончена и прошел тест-концерт. По первым впечатлениям присутствующих, хотя акустика и имеет существенные отличия (в частности, время реверберации в новом зале больше, примерно 2.5 секунды, против 2 секунд в старом, при идеальном значении 3 секунды), в целом звучание органа похоже на прежнее. По результатам концерта интонировщики внесли небольшие корректировки.

1 октября 2014 года был подписан акт о передаче органа специалистами "Германн Ойле" Челябинскому концертному объединению. Зал в целом, однако, к эксплуатации готов не был - по причине нехватки денег так и не оборудовали гардероб, отсутствовала мебель в артистических гримерных и т.п.

24 ноября состоялась официальная пресс-конференция, на которой было заявлено о проведении первого концерта 24 декабря (хотя на тот момент зал все еще не был готов). Почему-то на пресс-конференции отсутствовал Владимир Хомяков, хотя именно его должны были бы пригласить в первую очередь.

27 ноября открылись кассы нового зала.

4 декабря при попытке Медиазавода взять интервью у Владимира Хомякова выяснилось, что прокомментировать что-либо он не может, поскольку в правилах внутреннего трудового распорядка появился следующий пункт:
"Работникам Объединения запрещается давать интервью, проводить встречи и переговоры, касающиеся деятельности Объединения, без предварительного согласования с руководством Объединения; в обращении со средствами массовой информации работникам Объединения запрещаются негативные оценки деятельности Объединения".

24 декабря 2014 года прошел первый концерт - для архитекторов, проектировщиков, строителей, отделочников... В общем, всех, кто принимал участие в создании нового зала.

25 декабря состоялось официальное открытие зала, на котором присутствовали, в том числе, губернатор области Борис Дубровский, представители "Германн Ойле", а также чешские мастера, которые занимались люстрами нового зала. При участии телеканала ОТВ шла прямая трансляция мероприятия, которое длилось больше трех часов.

Стоимость всех работ по переносу органа составила 680 миллионов рублей. В эту сумму входит реконструкция здания бывшего кинотеатра Родина и перенос органа с сопутствующими работами.

Состояние здания до реконструкции можно увидеть здесь. В здании восстановили имеющиеся и добавили новые несущие конструкции, подняли крышу на семь метров и по бокам добавили 5-метровые пристрои (которые визуально уравновешивают ставшее более высоким здание, а также дают дополнительные площади). Интерьеры пришлось делать заново. Для артистов предусмотрены 8 гримерных и репетиционные комнаты, а для зрителей - два буфета. Имеются конференц-зал и даже зимний сад! Здание в итоге получилось пятиуровневым. Первые два уровня в основном зрительские, а остальные - служебные, для артистов.

Конечно, в зале все подчинено требованиям акустики. В центре (от сцены в зрительный зал) тянется гранитный "язык" для отражения звука. Сделан кессонированный потолок. В отделке использовано много мрамора и гранита, причем 70% отделки (включая лепнину) играет роль не только украшений, но и акустического оформления. Сцена, на которой стоит орган, высокая (и двухступенчатая), в результате сам инструмент поднят и отодвинут вглубь. Зрительские кресла также сконструированы с учетом требований акустики. Зал рассчитан на 330 человек, что, опять-таки, диктуется акустикой - его нельзя было делать по размерам сильно больше или меньше старого (в старом было 300).
Для обеспечения постоянного температурно-влажностного режима, который необходим органу, установлена специальная система вентиляции и кондиционирования.

Орган, помимо чистки и профилактики, был модернизирован. Директор зала Ирина Андреева:
"Модернизация расширила спектр звучания. Полностью заменили всю электрическую часть. Обновили корпус и пульт, появились новые регистры "ксилофон" и "челеста", в орган встроили новую немецкую систему комбинирования, которая способна запоминать более десяти тысяч регистровок, неизменными остались только трубы, их прочистили и отполировали, кроме того, возле инструмента появилась регулируемая по высоте скамейка".
Были заменены кожа во всех мехах и изношенные части механики. Улучшена эффективность швеллера, позволяющего регулировать громкость части регистров. Сделан дроссель для регулировки давления в трубах (раньше он присутствовал, но как самодельное дополнение). Есть и внешние изменения - на пульте вместо переключателей регистров были установлены тяги (как на старинных органах), хотя привод остался электрическим, а над мануалами появилась панель с электронной индикацией. В общей сложности для модернизации органа в Челябинск было доставлено примерно 6 тонн деталей и оборудования.

Всеми работами по органу занимались специалисты немецкой фирмы-производителя "Hermann Eule Orgelbau". Демонтажом, профилактическими работами и модернизацией руководил Фридеман Бирке, который принимал участие в монтаже инструмента в 1987 году. Техническим монтажом руководил Кристофер Кумпе. Интонирование выполняли Йоханнес Адлер и Кристиан Макс.


Главный фасад нового зала. Над входом остекление зимнего сада.


Боковой пристрой. Наверху виднеется пожарная лестница.


Перед входом скамейки и фонари. Правда, весь остальной участок бульвара, до реки, почему-то без фонарей.


С этой стороны практически никаких изменений со времен кинотеатра, просто аккуратная реставрация.


Вид со стороны улицы Кирова. Хорошо видна надстройка.






Вполне возможно, что сверху крыльев-пристроев сделаны балконы.


За зданием, в глубине, находится какая-то будка, которую для соответствия внешнего вида обтянули пленкой с рисунком.


Лепнину исходного кинотеатра сохранили и подновили.


На крыльях лепнина, понятно, новая, но сделана точно в том же стиле.


Капители колонн исходные, на время ремонта их закрывали коробами.


Окна хотя и пластиковые, но по стилю соответствуют всему остальному.


Главный выход.


Массивные дубовые двери, литые ручки - все как положено.


Сразу за входной дверью находится кассовый зал, три двери ведут в фойе.




На потолке лепнина. Люстры перенесены из старого зала.


В фойе просторно. В этом отношении новый зал явно выигрывает.


По бокам от входных дверей два гардероба, один справа, второй слева.


И рядом, в пристроенных крыльях, два буфета. Один работает, второй (на фото), видимо, будут использовать при необходимости.


Напротив входа, на противоположной стене, роспись. По изначальному проекту буфет предполагался именно здесь.


От дам уже начали поступать жалобы на отсутствие в фойе зеркал.


Потолок покрыт лепниной, причем орнаменты полностью повторяют исходные, которые были тут еще во времена кинотеатра. Отсюда знакомые с советского времени мотивы и символика.


Капители колонн с серпом и молотом.




Типичный сталинский ампир.


Весь потолок покрыт рельефами.




Из фойе две симметричные лестницы по краям ведут на второй этаж.


Потолки на лестничных маршах тоже с лепниной.


Обе лестницы выходят на промежуточную площадку.


Здесь, в связи с наступающим новым годом, установлена елка.


Еще два симметрично расположенных лестничных марша, и дальше двери в зрительный зал.




Дверь также дубовая, на ней предупреждение.


Дверь со стороны зала. Кстати, в районе дверей конкретно дует, где-то там расположены выходы системы кондиционирования.


На самом видном месте, конечно, стоит орган.


Он изрядно приподнят относительно пола зрительного зала.


Двери по бокам ведут в разные служебные помещения.


На боковых стенах странные "окна", закрытые мраморными плитами. Это требования акустики.


"Окно".


Полуколонны оригинального ордера. Верх у них классический коринфский, а вот заужение внизу непонятно откуда. Возможно, это тоже связано с акустикой.


В задней стене вверху ниши. Потолок закруглен для создания некоего подобия купола.


Зрительские кресла. Не сказать чтобы очень удобные. И в одном или двух задних рядах почему-то еще и без подлокотников.


Поскольку размер зала определялся органом, количество мест оказалось ограничено. В результате кресла установлены даже вдоль стен.


Вид на зал со стороны сцены.


По центру зала в полу проходит гранитный "язык" - опять акустика.


Потолок кессонированный (да-да, и тут акустика).


В зале пять люстр. Четыре малых - новые.


А главная люстра переехала из старого зала.


В потолке выходы вентиляции.


По периметру стен антаблемент с изрядно выступающим карнизом, выше небольшие окна.


Помимо мрамора и лепных деталей есть и роспись.


Висящая горизонтальная ферма - осветительная установка. Потолок над органом имеет весьма интересную конфигурацию.


Хорошо видно, что он имеет наклон.


Сцена двухуровневая. На первый уровень из зрительного зала ведут приставные лестницы-тумбочки.


Причем этот уровень широкий, здесь достаточно места для оркестра или хора.


Орган установлен на втором ярусе сцены. Изначально обещали купить для нового зала два новых рояля и для хранения закатывать их под этот второй ярус. Но учитывая, что орган стоит на специальном массивном виброустойчивом основании, сильно сомнительно что там будет место для роялей. Правда, покупка роялей тоже сильно сомнительна - по финансовым соображением. Пока что в наличии только клавесин, виднеющийся справа от органа.




Внешний вид игрового стола сильно изменился, что связано с компьютеризаций органа. Над мануалами появилась панель с индикаторами.


Кроме того, сделана регулируемая скамейка, у нее есть даже указатель высоты.


Под мануалами и раньше была панель с кнопками, но количество и расположение этих кнопок изменилось.


Самому радикальному изменению подверглись панели переключателей регистров. Раньше это были классические электрические переключатели, и их было много, поскольку ими же можно было задавать банки регистров. Сейчас работа с банками возложена на компьютер, и на панели остались только выключатели регистров и небольшие число дополнительных регулировок. Причем переключатели сделаны в виде тяг, какие применялись в органах еще во времена отсутствия электричества; тогда тяги механически управляли клапанами. Здесь, конечно, тяги работают как обычные электрические переключатели.
На кнопках подписаны названия регистров и высота тона (условная длина труб в дюймах). Два левых столбца относятся к педальной клавиатуре, два правых - к первому мануалу. Нижние тяги в столбцах - копулы, они позволяют менять между собой мануалы и педальную клавиатуру. Например, кнопка II-I переключает регистры второго мануала на первый, а I-P - регистры первого мануала на педальную клавиатуру.


Внизу виднеется нечто, напоминающее выдвижной ящичек. Это панель компьютерного управления.


Правая панель отвечает за второй и третий мануалы. Вверху видны тяги новых регистров, поставленных при модернизации: "ксилофон" и "челеста". Правая нижняя тяга управляет швеллером, это специальный жалюзийный механизм, который позволяет регулировать громкость некоторых регистров. До модернизации эту функцию выполнял большой рычаг.


Снизу вторая выдвижная панель компьютерного управления.


Педальная клавиатура внешне не изменилась, ее то ли заменили на такую же, то ли просто подновили. А вот кнопки-копулы явно новые, до модернизации они выглядели немного иначе.


Педали швеллера и переключения регистров Crescendo остались как были (слева, за скамейкой), а вот педаль справа вроде бы раньше отсутствовала.


Идет концерт.


Правда, большую часть времени игра была парной. Органист (в данном случае Александр Фисейский) непосредственно играл, а стоящий рядом Владимир Хомяков перелистывал ноты и периодически дергал разные ручки и кнопки.



Ну и немного про перемонтаж органа.

Начало демонтажа.

[отсюда]

Каждую трубу заворачивают в пленку.

[отсюда]

Перевозка выполнялась в этих ящиках. Видны подписи, что содержится в том или ином ящике.

[отсюда]

Несущий металлический каркас органа.

[отсюда]

Конструктор "собери сам" :). В органе около 80 тысяч деталей, по крайней мере было до модернизации.

[отсюда]

Деревянные трубы.

[отсюда]

Металлические (оловянные) трубы.

[отсюда]

Сердце органа - воздушный компрессор.

[отсюда]

Основания для установки труб и воздуховоды.

[отсюда]

Специалисты из "Германн Ойле" чистят и полируют трубы.

[отсюда]

Слева игровой стол. Внизу ножные переключатели-кнопки, под ними рычаги педальной клавиатуры, а сверху, за дверками, отделение для мануалов и панелей переключателей регистров.

[отсюда]

Сборка корпуса.

[отсюда]

Монтаж труб.

[отсюда]

Орган - единственный музыкальный инструмент, в который можно зайти.

[отсюда]

Сборка электронной части.

[отсюда]

На первом плане новая панель с индикаторами, которая крепится над мануалами. Также видны новые переключатели регистров в виде тяг.

[отсюда]

Немецкие специалисты на фоне собранного органа.

[отсюда]

Выдвижная управляющая панель, появившаяся при модернизации.

[отсюда]

Сборка завершена.

[отсюда]

Владимир Хомяков (в центре) и интонировщики Йоханнес Адлер и Кристиан Макс.

[отсюда]


P.S. Как выяснилось, в Челябинске орган впервые зазвучал больше 100 лет назад. В 1909 году в Челябинске начали строить новый костел. Точных данных о дате завершения постройки нет, но известно, что в 1914 году он уже функционировал. Как и положено в католическом храме, в новом костеле был установлен орган. Его изготовила рижская фирма "Мартин".

Август Мартин (1808-1885) переселился из Тюрингии (Германия) в Ригу, и в 1838 году основал органостроительную фирму. С 1840 по 1885 год он построил в Прибалтике, Польше и России больше 80 органов для церквей и школ. Далее дело перешло к его сыну Эмилю Мартину (1848-1922), который четыре года набирался опыта под руководством известного немецкого мастера-органостроителя Фридриха Ладегаста. Инструмент производства Эмиля Мартина и стоял в челябинском костеле. Его характеристики неизвестны, но он явно был не очень большим - даже наиболее известные органы фирмы "Мартин" имели, как правило, два мануала (плюс педали) и не более 30 регистров (а чаще порядка 15).

В 1932 году костел был снесен, на чем история первого органа закончилась. Вновь звуки органа прозвучали в Челябинске только через 55 лет, в 1987 году.

Источники:
Группа челябинского органного зала Вконтакте
http://www.1obl.ru/news/eto-interesno/kompaniya-german-oyle-pristupila-k-demontazhu-organa-v-chelyabinske/
http://vabank-chel.ru/index.php?p=45&art=6737
http://principal.su/vladimir-homyakov-dal-pervyj-kontsert-v-novom-organnom-zale-chelyabinska/
http://chelyabinsk.ru/text/news/869963.html
http://mediazavod.ru/articles/154242
http://dostup1.ru/society/Perenos-chelyabinskogo-organa-oboshelsya-v-680-mln-rubley_70967.html
http://chel.kp.ru/daily/26313.4/3191292/
http://mega-u.ru/node/36630
http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=57414
http://mediazavod.ru/articles/155222
http://www.polit74.ru/holiday/detail.php?ID=45599
Tags: Родина, орган, органный зал, улица Кирова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →