ssgen (ssgen) wrote in chelchel_ru,
ssgen
ssgen
chelchel_ru

Categories:

Маленький Ленин

Татьяна Васильевна Щелкан-Руденко считается первым профессиональным скульптором нашего города, которая ещё до революции окончила Киевское художественное училище, а затем Петроградскую Академию художеств. В Челябинск она приехала из Тулы в 1932 году, преподавала лепку в Доме художественного воспитания детей, параллельно работая над различными скульптурными образами. В числе ее челябинских работ составители городской энциклопедии называют скульптурные портреты передовиков Станкомаша, скульптурную группу для детского сада на КБСе, остатки которой сохранились до сих пор, и кариатид для здания старого железнодорожного вокзала (не сохранились). Ну и конечно, принесшее ей всесоюзную известность первое в стране скульптурное изображение Ленина в детстве, работа над которым была завершена в 1936 году. При участии московского искусствоведа Б. А. Бессарабова статуя отправлена в Москву, где художественный совет в составе В. И. Мухиной, И. Д. Шадра, З. М. Виленского, Г. И. Мотовилова предложил включить скульптуру, выполненную в мраморе, в постоянную экспозицию Центрального музея В.И. Ленина и организовать ее массовое производство. По заказу Центрального музея Щелкан-Руденко продолжила работу над образом вождя и создала скульптуры “Ленин-гимназист 11 лет” (1938), “Ленин-студент” (1941), “Ленин в Алакаевке” (1942). Хотя последние две работы были созданы уже в Москве, куда Щелкан-Руденко уехала в 1940.

Интересно было бы посмотреть на первый в стране скульптурный портрет маленького Ленина, который был создан в нашем городе. Но на этот счёт в литературе и интернете можно найти столько противоречивых фактов, что даже не знаешь, чему верить. Например, газета "Метро" в 2008 году со ссылкой на В.Гейль пишет следующее: "Будущий вождь, еще маленький, опирается на книжки". Ещё один источник повторяет вышесказанное, а также указывает, что данная скульптура была установлена на Сиреневом бульваре (ныне это Бульвар Славы по улице Коммуны). При этом оба источника приводят следующую фотографию:



Что ж, действительно, это весьма распространённая в своё время тиражная скульптура. В моей школе, когда я учился в первом классе, тоже такая стояла на первом этаже у раздевалки. Но на старой фотографии из книги 1949 года видна совсем другая скульптура, где маленький Володя Ульянов не опирается на книжки, а держит их под мышкой.


[Фото 1949 г., из книги "Челябинск (серия Архитектура городов СССР)"]

В том, что это именно он, сомневаться не приходится - это тоже весьма распространенная скульптура, массово тиражировавшаяся по всей стране. Вот, например, копия в Каменск-Уральском (снимок 1989 года). То есть либо на Сиреневом бульваре была установлена не скульптура работы Щелкан-Руденко, либо где-то там же была ещё одна, другая скульптура маленького Ильича. 
:

[отсюда]

Но наиболее убедительное, с моей точки зрения, описание работы Т.В.Щелкан-Руденко обнаружилось в книге К. Богданова  "Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры":

Во второй половине 1930-х годов живописный портрет маленького Ильича дополняется его скульптурным изображением, выполненным скульптором Татьяной Васильевной Щелкан-Руденко (1892–1984). Работа Щелкан-Руденко, законченная ею в 1936 году, представляет Ленина-ребенка сидящим и читающим книгу. Изображение головы и лица Володи при этом динамически «оживляет» все ту же детскую фотографию четырехлетнего Ильича: будущий вождь революции сосредоточенно вчитывается в большую книгу, которую он придерживает перед собою на колене и вместе с тем всем своим видом — решительностью наклоненной головы и слегка отставленной вперед ногой — создает впечатление, что за чтением последует столь же решительное движение вперед — навстречу (как надо думать) жизни, революции и будущему Советского государства. При участии искусствоведа Б. А. Бессарабова статуя Щелкан-Руденко была отправлена в Москву, где художественный совет в составе В. И. Мухиной, И. Д. Шадра, З. Виленского и Г. И. Мотовилова предложил включить скульптуру, выполненную в мраморе, в постоянную экспозицию Центрального музея им. В. И. Ленина и организовать ее массовое производство. С этого времени маленький Ленин начинает свое победное шествие по стране в скульптурных копиях, украсивших собою общественные здания, а также ландшафт городов и сел Советского Союза. За «Лениным в детстве» последовали выполненные Щелкан-Руденко статуи «Ленина-гимназиста» (1938) и «Ленина-студента» (1941), также не замедлившие появиться во множестве копий, воспроизводящих оригинал в скульптуре и мелкой пластике.

Скульптурное изображение маленького Володи с книгой надолго сохранит свою популярность, хотя само изображение не остается при этом неизменным — копии и версии исходной скульптуры варьируют в диапазоне между недетской убежденностью, мечтательной задумчивостью и сентиментальностью юного читателя. Одной из таких версий стала фарфоровая статуэтка, выполненная в 1951 году скульптором Ленинградского фарфорового завода С. Б. Велиховой и широко разошедшаяся по стране. Маленький Володя с книгой изображен здесь не будущим революционером, но миловидным дитятей, скульптурно олицетворяющим педагогический стишок В. Маяковского: «Если мальчик <…> тычет в книжку пальчик <…> он хороший мальчик».

Данное описание дополнено следующей иллюстрацией (слева). На этом фото, скорее всего, запечатлен не оригинал, а статуэтка, тиражирование которой было налажено на Кусинском заводе в том же 1936 году. А на фото справа - фарфоровая статуэтка Велиховой (ЛФЗ, 1951 год).


[из книги "Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры"]

И чтобы закончить рассказ об этом произведении, приведу небольшую выдержку из интервью, которое взяли у скульптора в апреле 1983 года сотрудника Челябинской картинной галереи, специально посетившие её в Москве (тогда Татьяне Васильевне было 86 лет).

— Я много работала над точностью, выразительностью, подлинностью образа,— рассказывала Татьяна Васильевна.— Изучала документы и фотографии, не раз ездила в Ульяновск. Выбрала мальчика, который, как мне казалось, мог быть очень похож на жизнерадостного, любознательного, непоседливого Володю Ульянова. Я шила ему рубашечки из разных сортов ткани, но все получалось не то — то складки слишком мятые, невыразительные, то грубые и плотные, как из камня. Наконец сшила из чесучи, задрапировала под поясок — и все прекрасно получилось. Мне хотелось в образе Ленина в детстве передать и его веселость, детскую непосредственность, и необыкновенно пытливое выражение, и светлую мысль, которая уже в раннем детстве так отличала Володю от сверстников. Мне, конечно, хотелось совместить живой жизненный образ с идеалом.

Источники:
Кудзоев О., Ваганов А. "Скульптурная летопись края", ЮУКИ, 1989
Богданов К. "Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры", М.: Новое литературное обозрение, 2009
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4720
http://artru.info/ar/26836/
http://mou54.chel-edu.ru/index.php?go=p171aa1
http://www.gazetachel.ru/city/detail.php?ID=11968
http://chel-portal.ru/encyclopedia/kusinskoe-lityo/t/9647
http://www.txtdocs.ru/docs/64/index-1744.html?page=4
http://knowledge.allbest.ru/culture/2c0a65625a3bd78b5d43a89521306c27_0.html
http://resources.chelreglib.ru:6005/el_izdan/kalend2011/taushkanov.htm
Tags: скульптура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments