yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote in chelchel_ru,
yuvlatyshev
yuvlatyshev
chelchel_ru

Насосная водопровода железной дороги

Оригинал взят у yuvlatyshev в Насосная водопровода железной дороги
Насосная водопровода железной дороги (г. Челябинск, ул. Свободы, 6) - объект культурного наследия регионального значения.

ЖД водокачка




ЖД водокачка

Местонахождение: ул. Свободы, 6, г. Челябинск

В 1892 г. или начале 1893 г. двор у фельдшера Василия Степановича Толстых забрали под казенные нужды, построили водокачку, проложили трубопровод до станции Челябинск. На плане 1892-1893 гг. показана уже существующая водокачка и «предполагаемый бак» диаметром 8 сажен (около 15 метров), объемом, возможно, 12 000 кубических аршин (аршин – 71, 12 см), а также труба, идущая от реки к зданию водокачки, а затем от водокачки, по улице Ахматовской (ныне ул. Свободы).



«План части города Челябы с показанием водокачки и расположенных около нее усадебных мест» (копия с плана, снятая 6 октября 1893 года). Источник: http://gayaz-samigulov.livejournal.com/113438.html

Общая схема водопровода Златоуст-Челябинской железной дороги выглядела примерно так. Должен был быть бассейн, или бак, куда поступала вода из реки вода, фильтры для воды на входе собственно в трубопровод, то есть перед насосной. Естественно, помещения для обслуживающего персонала и сторожа. На другом конце трубопровода, на станции – должна была стоять водонапорная башня. На башню вода подавалась с помощью насоса. Бак, стоявший на башне, должен был обеспечить потребности в воде на ближайшее время (в пределах суток), в случае аварии на водокачке, или проблем на трубопроводе. Из башни вода поступала в места потребления самотеком, за счет перепада высот.

Постройки возле реки Миасс кратко описаны в Раскладочной ведомости на 1901 год: «Дом деревянный в 5 комнат, крыт железом. Водокачка».

Этот водопровод использовался для нужд железной дороги и город к нему отношения не имел. Таким образом, это здание у реки Миасс, по улице Свободы – первая водокачка в Челябинске. И имеет прямое отношение к истории железной дороги и нашего города.

ЖД водокачка

Фрагмент фотография начала ХХ века. Из семейного архива потомков Д. Неаполитанова

ЖД водокачка

Слева - направо: старое каменное водоподъёмное здание, временное деревянное водоподъёмное здание и новое каменное водоподъёмное здание.

Интересно, до последнего времени челябинские историки и краеведы считали, что сохранившееся здание железнодорожной водокачки, или, как тогда его называли, «водоподъёмное здание», было построено в 1892–1893 годах. Но в апреле 2017 года удалось получить копию плана станции Челябинск, датированного 1911 годом. Оригинал хранится в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге. Этот подробный план сопровождался детальным описанием зданий и сооружений, так что на плане была нанесена и схема железнодорожного водопровода. Но особенно интересными оказались записи в ведомости зданий и сооружений, прилагаемой к плану. И в ней говорилось не про одно, а про два каменных водоподъёмных здания — старое и новое.

ЖД водокачка

Схема 1911 года

ЖД водокачка

Площадь старого здания составляла 9,2 квадратной сажени (около 40 квадратных метров), а нового — 35,36 квадратной сажени (почти 180 квадратных метров). Площадь сохранившегося до настоящего времени бывшего водоподъёмного здания как раз и составляет 179,1 квадратного метра. Так что дошедшая до наших дней водокачка — в действительности младшая сестра той, о которой было известно из прежде изученных документов.

Когда же было построено новое каменное водоподъёмное здание? Точная дата постройки пока не установлена, но можно с уверенностью сказать, что в начале ХХ века и не позднее 1907 года. Ведь в ведомости 1908 года новое водоподъёмное каменное здание уже есть.

Единственным тяговым средством на железной дороге в те годы были паровозы: тепловозы и электровозы появились уже после революции. Так что потребность в воде на станции Челябинск резко возросла. Поэтому и было построено новое водоподъёмное здание с более мощными насосами. Вскоре появилась и дамба около Сада-острова для обеспечения необходимого уровня воды около водокачки. Позже дамба пригодилась и для нужд новой, более мощной городской электростанции, построенной в 1915 году на улице Сибирской (ныне улица Труда).


ЖД водокачка

Электростанция и перешеек (дамба) к острову. 1933 год

К сожалению, старое каменное водоподъёмное здание не сохранилось. Утрачено и оборудование железнодорожной водокачки, хотя, по некоторым данным, она использовалась по прямому назначению чуть ли не до начала 1970-х годов. Но, к счастью, ещё стоит жилое деревянное здание для работников железнодорожной водокачки. Это здание упоминается в ведомостях 1908 и 1911 годов. В начале 2017 года бывшее каменное водоподъёмное здание (как оказалось, «новое») было включено в государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.

ЖД водокачка

ЖД водокачка

ЖД водокачка



ЖД водокачка

ЖД водокачка

ЖД водокачка

Февраль 2014 г. Фото: Ю. Латышев

ЖД водокачка

Восточный и северный фасады. Октябрь 2014 г. Фото: Ю. Латышев

ЖД водокачка

ЖД водокачка

Август 2017 г.

ЖД водокачка

ЖД водокачка

Фрагмент восточного фасада.  Сентябрь 2014 г. Фото: Ю. Латышев

ЖД водокачка

Западный фасад. Октябрь 2014 г. Фото: Ю. Латышев

ЖД водокачка

Южный фасад. Октябрь 2014 г. Фото: Ю. Латышев

ЖД водокачка

Южный фасад. Октябрь 2014 г. Фото: Ю. Латышев

ЖД водокачка


Интерьер здания. Октябрь 2014 г. Фото: Ю. Латышев



А в июле 2017 года в перечень выявленных объектов культурного наследия было включено и жилое деревянное строение.



Источники: http://gayaz-samigulov.livejournal.com/113438.html,
http://www.up74.ru/rubricks/nauka-i-istorija/2014/10-oktjabr/voda-dlja-parovozov/

Tags: водопровод, памятник архитектуры, улица Свободы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment