gayaz_samigulov (gayaz_samigulov) wrote in chelchel_ru,
gayaz_samigulov
gayaz_samigulov
chelchel_ru

Дом Лугинина. Был.

Оригинал взят у gayaz_samigulov в Дом Лугинина. Был.
Начал писать этот пост весной, но забросил - времени не было. Сейчас решил особо не расписывая всё же опубликовать. К дню города, так сказать. Хотя рассказ опять об утраченном. Фото так себе, но лучше под рукой не оказалось.
IMG_0248.jpg

Я как-то, лет пять назад писал, что этот дом, снесенный в 2010 году, возможно, был самым старым домом в Челябинске на тот момент. Сегодня я в этом практически уверен. Дом по улице Цвиллинга, 1 был построен, судя по всему, еще в 1770-е годы. На протяжении своей долгой «жизни» он, конечно, ремонтировался, внутренняя его планировка менялась, но некоторые «напоминания» о первоначальной организации пространства здания сохранялись. Один из самых "скромных" домов, внешний вид которого не вызывал мыслей о его древности. А вот так он выглядел в начале XX века:
Челябинск Большая улица.jpg

Итак, в 1795 на этом месте указан двор вдовы атамана Исетского казачьего войска, премьер-майора Алексея Ханжина. Двор этот, скорее всего, был им Ханжиным куплен у кого-то из имевших немалый вес и не совсем простонародные привычки – об этом свидетельствует как язык описания, так и характер построек усадьбы. В частности дом описан так: «горниц, состоящих в пяти залах, одна изба, между ими двои сени», что явно отражает попытку писаря (канцеляриста) совместить привычное понятие «горница» и непонятное «зала». Кроме того, две бани на дворе были пристроены к горенкам – своеобразным «комнатам отдыха», между банями и горницами располагались сени.
Впоследствии двор долгое время переходил по наследству внутри семьи Ханжиных и где-то в начале 1880-х гг., очевидно, был продан потомками атамана технологу Карпинскому. При технологе Арнольде Николаевиче Карпинском и происходили те события, благодаря которым он оказался внесен в реестр памятников архитектуры, – в типографии, располагавшейся, скорее всего во флигеле, печатались, в 1903–1905 гг., большевистские издания.
Характерно, что дом, описываемый в разные годы, имеет примерно одно и то же количество комнат – 6 или 7. Разница в одну комнату в документах разных лет объясняется довольно просто - помещения, не использовавшиеся как жилые, зачастую не указывались в Обывательских книгах и раскладочных ведомостях. Поэтому в один год в доме может быть указано на одну комнату больше, а в другой год количество комнат вдруг сокращалось. Из опыта работы с документами могу сказать, что такое не было редкостью – зачастую дом, который точно не перестраивался, в один год имеет 9 комнат, а в следующий – 11. Просто две кладовки «перевели» в разряд жилых комнат… Кстати, то самое первое описание 1795 года говорит о доме в 6 жилых комнат (пять «залов» и одна изба) при двух сенях.
Можно было бы предположить, что Ханжин построил этот двор сам, но еще в 1787 г. за ним числился другой двор, по ул. Уфимской (Уфимской тогда называлась нынешняя ул. Кирова в Заречной части, повторю еще раз, что в правобережной части города этой улицы (нынешней Кировки) тогда не существовало, кроме маленького отрезка у самого моста.
Недавно я наткнулся на документ, который, видимо, немного проясняет историю этого дома. В марте 1788 г. общее собрание купцов и мещан решило, что надо купить для размещения судов дом «господ капитанов Лугининых», который стоял на «приличном для судебных правительств месте». Напомню, что дом в здание, о котором идет речь, в конце XVIII века стояло напротив бывшего воеводского дома и через дорогу от Христорождественского собора. Но покупка явно не получилось, поскольку на следующий год городское общество приняло решение приобрести дом у купца Ефима Сапожникова. Видимо, майор Ханжин опередил горожан и купил дом Лугининых.
В одном из документов 1782 года, опубликованном В.И. Дегтяревым упоминается дом «купца и фабриканта Лучинина», в котором жил генерал-майор Кожин. В фамилии Лугинина, скорее всего, просто допущена опечатка. Ну а для проживания генерала простая изба не годилась – это должен был быть дом не меньше, чем в четыре-пять комнат.
Для справки: Лугинины – владельцы Златоустовского завода. Свой дом (представительство) в Челябинске им было целесообразно иметь, поскольку завод относился к Исетской провинции, центром которой до 1781 года был Челябинск. Да и после этого Златоустовский завод относился к Челябинскому уезду до 1785 или 1786 года, когда был создан Троицкий уезд, к которому и отошли Златоустовский, Миасский, Саткинский заводы. В конце 1780-х годов Лугинины практически разорились, да и дом в Челябинске им был уже не нужен, поэтому и продали.
Ну и еще – в 1800 году, в более подробном описании, чем в Обывательских книгах, указано: «Дом в шесть комнат, крыт и обит тесом». Спустя сто лет он был крыт уже не тесом, а железом, но стены его так и были «палублены», т.е. обшиты досками. Собственно, как спустя еще 10 лет, в начале XXI века…
И несколько фото дома внутри, сделанные в тот день, когда дом ломали – видна первоначальная планировка «глаголем», то есть анфиладная система комнат, расположенных буквой «Г», а водном месте даже сохранился арочный дверной проем, хотя большая часть стен, разгораживавших «залы» к 2010 году уже была убрана…

IMG_0397.jpg

IMG_0398.jpg

IMG_0386.jpg

IMG_0388.jpg

IMG_0389.jpg

IMG_0372.jpg

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments