antifactor (antifactor) wrote in chelchel_ru,
antifactor
antifactor
chelchel_ru

Челябинский троллейбус: путь к деградации?

Оригинал взят у antifactor в Челябинский троллейбус: путь к деградации?



«У меня есть две новости: одна плохая, другая — хорошая. С какой начать?». Редакция сайта задумалась над тем, чего было больше в сфере общественного транспорта — хорошего или плохого, например, за последние пять лет?
Если посвящать одну статью сразу троллейбусам, трамваям и автобусам, то это будет бесконечная «портянка». Поэтому мы решили разбить наше исследование на несколько частей. Сегодняшняя тема — троллейбусы.
Двумя самыми громкими событиями последней пятилетки можно назвать закрытие троллейбусных депо №3 и №1 в 2011-2012 годах. В то время была популярна мысль о всеобщей оптимизации и сокращении расходов на обеспечение работы общественного транспорта. Депо закрыты. Контактная сеть в самих депо и на подъездах к ним — демонтирована. На территории третьего троллейбусного обосновался мясокомбинат «Таврия». В корпусах бывшего депо №1 по Артиллерийской сейчас размещено несколько десятков разных фирм и фирмочек, занимающихся грузоперевозками, ремонтом автомобилей, строительными материалами, рекламой и так далее. В результате город получил почти в самом своём центре несколько зданий, в которых как в 90-х годах прошлого века расположены мелкие фирмы совершенно разных сфер деятельности. Такую территорию можно было бы использовать более рационально и с большей пользой для горожан.

Троллейбусное депо №1


Троллейбусное депо №3

К чему привело закрытие троллейбусных депо? Дало ли это какую-то экономию? Да, скорее всего есть некоторая выгода от сокращения обслуживающего персонала и меньших затрат на коммуналку, но есть и минусы, причём явные. После закрытия двух депо из трёх часть подвижного состава вынуждена ночевать на конечных станциях с примитивной охраной, на которых невозможно провести полноценное техническое обслуживание. Кроме того, мойка есть только на территории единственного оставшегося депо, поэтому теперь на улицах Челябинска очень часто можно увидеть грязные троллейбусы. «Оптимизаторы» оправдывали ночёвку троллейбусов на конечных станциях отсутствием нулевых рейсов в депо, которые были не выгодны для транспортников. Но сейчас на улицах города можно увидеть троллейбусы, которые перегоняют без пассажиров с конечной на конечную или в депо / из депо, чтобы на следующий день машина могла выйти ранним утром в рейс. Спрашивается, где здесь экономия?

«Ночёвка» на к/ст «АМЗ»


Грязный подвижной состав

Новость про повышение стоимости проезда в общественном транспорте за последнюю пятилетку была озвучена дважды. 1 июля 2012 года она повысилась с 12 до 15 рублей. С 1 ноября 2015 года стоимость проезда возросла до 20 рублей. Вроде бы повышение стоимости проезда два раза за пять лет нельзя назвать частым, но тут дело не в частоте. И даже не в том, что сначала цена одной поездки возросла на четверть, а затем ещё на треть. Главное, что в результате проезд у частного перевозчика сравнялся с муниципалами, а на некоторых маршрутках проезд на 2-5 рублей дешевле, чем на общественном транспорте. Естественно, что мало кто будет ждать троллейбус по 20 рублей, если на остановку приезжает ПАЗик за 15 или 18 рублей. Если использовать высокий слог, то последнее повышение стоимости проезда можно назвать последним гвоздём в крышку гроба общественного транспорта. Остаётся только надеяться, что проезд на маршрутках станет дороже и тогда пассажиры вернутся в безопасные трамваи и троллейбусы.
Отдельно стоит вспомнить события, связанные с трассой движения троллейбусов и  «электробусов» от ЧТЗ через ТЭЦ-2 до посёлка Чурилово. В феврале 2014 года руководство МУП  «ЧелябГЭТ» радостно отчиталось о запуске нового маршрута №2, обслуживаемого троллейбусами с увеличенным автономным ходом, от ПКиО до посёлка Чурилово. Через полмесяца, в связи с реконструкцией улицы Линейная, было закрыто движение обычных троллейбусов до конечной станции «ТЭЦ-2». В связи с этим спецрейсы маршрута №3 и маршрут №9 были сокращены до ЧТЗ (маршрут №9 в июне того же года был закрыт по причине низкого пассажиропотока). Контактная сеть в связи с переносом опор при расширении дорожного полотна была ликвидирована. Обратно её никто монтировать уже не стал. «Электробусы» в Чурилово ходили с переменным успехом ещё 2 месяца, пока в апреле 2014 года маршрут №2 окончательно не закрыли. Официальная версия, высказанная на сайте администрации города, — «дорожные работы по ул. Линейная». Из неофициальных источников была получена информация о том, что причиной закрытия маршрута стали проблемы с аккумуляторными батареями, заряда которых не хватало для преодоления участка от ЧТЗ до Чурилово и обратно. В декабре прошлого года «двойку» снова вернули с прежней исторической трассой «ПКиО — ЧТЗ». Это событие «совпало» с закрытием автобусного маршрута №2 «ЮУрГУ — Чурилово». Официально никто эти два события не связывал. Тем более, что трасса троллейбуса только на 50% дублирует автобусную «двойку». В результате из муниципального транспорта в Чурилово ходит только автобус №5 на северо-восток с интервалом 1,5-2 часа (один автобус) и автобусы маршрута №34 до микрорайона «Парковый» со средним интервалом 15-20 минут. Всё бы ничего, но оба эти маршрута при движении из Чурилово после остановки «ЧТЗ» поворачивают на улицу Танкистов. Следовательно, всем тем пассажирам, которым нужно в центр города приходится делать выбор — ехать с пересадками на муниципальном транспорте или на маршрутках. Выбор большинства здесь очевиден…

Улица Зальцмана


2-я Эльтонская улица

«Электробусам» простаивать не дали. Уже в мае 2014 года был запущен новый маршрут №26А «Вокзал — микрорайон Парковый». Расстояние 7 километров от Комсомольского до Краснопольского проспекта и обратно машины с автономным ходом преодолевали без проблем. В апреле прошлого года во избежание путаницы маршрут был переименован в №27. В связи с уже знакомой проблемой с аккумуляторами в сентябре маршрут был изменён. Троллейбусы также начинали свой маршрут от железнодорожного вокзала и следовали на северо-запад, но на перекрёстке улицы Чичерина и Комсомольского проспекта они без отрыва от проводов двигались до конечной станции «Улица Молдавская». Что самое интересное — факт переноса трассы движения в СМИ никак не был освещён. Окончательно маршрут был закрыт в начале декабря прошлого года. Официально — по техническим причинам. «Электробусы» продолжили свою работу, но уже на обычных маршрутах. Эксперимент по прошествии почти двух лет можно назвать провальным. Сколько сил и средств было вложено в него назвать сложно.

Краснопольский проспект


Трамвайное депо №1

Но нельзя забывать один случай, когда «электробусы» реально помогли. В октябре 2014 года ледяной дождь на три дня парализовал работу электротранспорта Челябинска. Во второй день стихии три «электробуса», двигаясь на автономном ходу, очищали провода от наледи. Перед троллейбусами шла вышка, которая счищала основную корку льда. Боле подробно об октябрьских событиях можно прочитать тут.
Кроме уже названных выше закрытых маршрутов № 9 и 27 за последние пять лет было закрыто ещё три троллейбусных маршрута. В начале июня 2012 года был закрыт троллейбусный маршрут №13. С 1997 года его трасса была неизменной — «ПКиО — ул. Братьев Кашириных». В марте 2012 года его сначала сократили до Алого поля, добавив литеру «К», а затем через два с половиной месяца окончательно закрыли. Примечательно, что называлось две причины закрытия маршрута: ремонт контактной сети по улице Сони Кривой, а также низкая пропускная способность этой же улицы. Последняя версия звучит более правдоподобно, так как большое количество автомобилей, припаркованных на этой улице на участке от Лесопарковой улицы до улицы Энтузиастов иногда делали прохождение этого участка троллейбусом очень затруднительным. В войне «троллейбус — автомобили» выиграли последние. Радует, что контактная сеть здесь не демонтирована и в экстренных случаях троллейбус можно увидеть на этой узкой улице нашего города.

Улица Сони Кривой


Маршрут № 13К

Примерно в это же время был официально закрыт маршрут №18 «Вокзал — ЧКПЗ», следующий по Копейскому шоссе. Теперь на участке от КБС до Механического завода троллейбусы можно увидеть или в виде утренних и вечерних спецрейсов 18-го маршрута, следующих по той же трассе, что и раньше или это будут троллейбусы 19-го маршрута, приписанные к конечной станции «ЧКПЗ» и следующие с маршрута или на маршрут. В остальное же время к вашим услугам маршрутные такси и автобус №123, следующий из Копейска до ЮУрГУ.

Копейское шоссе
В начале марта этого года был закрыт маршрут №23 «Улица Молдавская — ТК  «Кольцо», который по своей сути являлся укороченным вариантом маршрута №12. Вопрос о его необходимости время от времени ранее возникал в прессе. Закрытие маршрута руководство МУП  «ЧелябГЭТ» назвало временным. Но все мы знаем, что нет ничего более постоянного, чем временное.

Последний день работы маршрута

Какие демонтажи троллейбусной контактной сети произошли за последние 5 лет? На ум приходит только недавнее снятие небольшого участка, позволяющего осуществить правый поворот со Свердловского проспекта на проспект Ленина при движении со стороны АМЗ. Возможным плюсом можно назвать отсутствие необходимости снижать скорость перед спецчастями. Но минус тут значительнее. Теперь при остановке движения на проспекте Ленина от Лесопарковой до Алого поля троллейбусы смогут объехать этот участок по улице Сони Кривой, но продолжить движение по своему маршруту в сторону детского мира будет уже невозможно. Также этот небольшой участок мог помочь троллейбусам 5, 11 и 16 маршрутов вернуться на свою трассу при закрытии движения на участке ул. Воровского от улицы Блюхера до улицы Тимирязева и проспекта Ленина.

Объезжает ДТП на ул. Воровского

Из несомненных плюсов последних пяти лет можно назвать продление трёх маршрутов и открытие одного нового.
В сентябре 2013 года была изменена трасса движения троллейбусного маршрута №10. Вместо ПКиО «десятка» стала ходить на северо-запад до улицы Молдавской. Данное решение однозначно стоит считать положительным, так как до этого трассы движения 10-го и 8-го маршрутов почти совпадали. Дополнительным плюсом можно считать то, что появилась троллейбусная связь северо-запада и Ленинского района.

Улица Северо-Крымская

Месяцем позже был продлён маршрут №14 до ПКиО. Новая трасса движения «ЧМК — ПКиО» (по ул. Братьев Кашириных). В виде троллейбуса появился неплохой конкурент частному перевозчику, обслуживающему маршрут №79. Кроме этого появился новый небольшой участок контактной сети с использованием нескольких спецчастей, позволяющий осуществить левый поворот с проспекта Ленина на улицу Энгельса со стороны ПКиО. Кроме этого нового поворота был смонтирован небольшой участок, позволяющий троллейбусам при следовании из Ленинского района поворачивать на проспект Ленина в сторону ЧТЗ. Это было сделано для нулевых рейсов 19-го маршрута, следующих с ЧКПЗ на посёлок Первоозёрный. К сожалению, обратный поворот налево сделать сложно по причине того, что на перекрёстке уже много трамвайно-троллейбусных пересечений. К тому же это один из самых загруженных перекрестков города. Поэтому с посёлка Первоозёрный троллейбусам на ночёвку на ЧКПЗ приходится возвращаться через центр города, разворачиваясь через улицы Тимирязева и Воровского (через кинотеатр «Урал»).

Поворот на ул. Энгельса

Маршрут №26 вернулся на свою историческую трассу и в октябре 2014 года был снова продлён до поселка Первоозёрный. Сейчас это один из самых протяжённых троллейбусных маршрутов города. Длина маршрута — около 20 километров, время в пути составляет 1 час 16 минут.

К/ст «Поселок Первоозёрный»

И, наконец, в феврале 2015 года был открыт троллейбусный маршрут №7 «АМЗ — ЧМК». С 1984 по 1991 год по точно такой же трассе уже успешно работал троллейбусный маршрут №14. Особых конкурентов у троллейбуса при движении с АМЗ в Металлургический район нет. Сейчас в час-пик интервал в среднем составляет 10 минут, что, несомненно, привлекает пассажиров.

Выезжает с к/ст «АМЗ»

«Ложкой дёгтя» в начале марта можно назвать сокращение ежедневного выпуска троллейбусов. Кроме этого многие графики стали разрывными и в дневное время в рабочие дни на маршрутах №7, 11, 26 возникают «окна» по 2-3 часа.

Расписание маршрута №26

Ну, и не стоит обходить стороной вопросы, связанные со списанием и обновлением подвижного состава. За последние 5 лет были списаны все «гармошки» кроме одной. На улицах города теперь можно увидеть только один троллейбус особо большой вместимости — №2663. В 2008 году эта машина прошла капитально-восстановительный ремонт в Миассе. Чаще всего его можно встретить на маршруте №26, одном из самых протяжённых маршрутов Челябинска.

Улица Северо-Крымская

В 2014 году был списан троллейбус ТролЗа-5264.01 «Столица», работавший под бортовым номером 1108. Интересен этот троллейбус был тем, что это первая «Столица», вышедшая с конвейера «Тролзы». В 2000 году машину привезли в Челябинск на выставку «Транспорт большого города». Данная модель была разработана и изготовлена для Москвы по заказу мэра Юрия Лужкова, но первый троллейбус прибыл не в столицу, а в Челябинск. Сейчас в России в эксплуатации осталось всего 3 троллейбуса этой модели: в Ижевске, Стерлитамаке и Пензе.

Выезжает с к/ст «ТЭЦ-2»

В 2015 году на линию вышло два троллейбуса ЗиУ-682, прошедших капитальный ремонт в городе Иваново. Машины получили бортовые номера 1106 и 1111.

Проспект Ленина


Копейское шоссе

Чего было больше — плохого или хорошего за последние пять лет решать вам. Мы лишь собрали все более-менее значимые события в троллейбусной сфере.
P.S. Про то, что МУП «ЧелябГЭТ» находится на грани банкротства в данной теме не говорим ни единого слова намерено. Эта тема очень обширная и заслуживает отдельной статьи.

Авторы фотографий: vedmed1969, Антифактор, Silvish, pressa74, Александр М5

Источник: tr74.xyz
Tags: троллейбус
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments